Найти тему
Интересная фантастика

Легко ли быть матросом?! Служба в ВМФ.

Здравствуйте, уважаемые читатели. Очередь морского обзора на канале ФКИ. Время новогодних праздников, лень поднимать серьезные темы – обзоры проектов военных кораблей. Давайте немного поговорим о службе на корабле. Как, что и где происходит.

Сразу оговорюсь, эту статью я пишу по памяти. Служил я уже давненько, пару десятков лет назад. Поэтому, мои воспоминания в деталях могут отличаться от современных реалий. К этому следует добавить географический фактор, флотов у нас четыре (и одна флотилия), они удалены друг от друга на достаточное расстояние (особенно мой – Краснознаменный Тихоокеанский), что-то где-то может и отличаться.

Это и другие изображения обзора взяты на ресурсе Яндекс.картинки
Это и другие изображения обзора взяты на ресурсе Яндекс.картинки

С чего начинается флот для человека, который пошел служить не добровольно, отдавая долги Отечеству?! С флотского «Экипажа» (так он называется во Владивостоке) – сборного пункта, куда попадает пополнение с региональных военкоматов. Уже отсюда производится распределение - поступившие на военную службу, распределяются по флоту (как правило, по учебным частям, готовившим специалистов для надводных кораблей, подводных лодок, береговых частей, морской пехоты и т.д и т.п. ).

В моем случае, это был Русский остров (та самая часть, которая печально прославилась несколькими годами раньше). Как известно, Русский остров наш отец – кто попал, тому… тот возмужает и станет специалистом (при моей службе там кормили в части образцово-показательно). Не стану тут рассказывать о неуставных взаимоотношениях на флоте, они были и никуда от этого не уйти. Армия в то время была рабоче-крестьянская. У людей, успевших встать на ноги материально, почему-то очень плохо было со здоровьем сыновей. Сплошная дальнозоркость, тугоухость, энурез и плоскостопие. А вот у парней с поселков городского типа и спальных - не центральных микрорайонов городов, наоборот. Ну и какой там мог быть морально-нравственный климат?! Был у меня обзор про флотский жаргон и там я несколько слов ввернул, которые в девяностые проникли на флот и были они родом оттуда, ну в общем, где люди по другой линии «служат». Эхо поселков городского типа и академий имени Фазанова (то есть ПТУ). С другой стороны, никаких страстей, про которые любят сегодня писать московские либералы, тоже не было. Было жестко, сурово, иметь слабый характер и не уметь «общаться» было чревато. Однако, никаких "ужасов" я за два года не наблюдал. Были телесные осмотры. За членовредительство можно было реально схлопотать срок в дисциплинарном батальоне. Так что... Пожалуй хватит на тему годковщины.

Рассказывать о службе в учебной части тоже нет смысла. Ничего там особенно любопытного. А вот корабль?! «Коробка» - это совсем другой мир.

В отличии от учебных и береговых частей тут меньше формализма. При всем наличии неуставных взаимоотношений, люди общаются на «ты». Нет вот этого вот: «товарищ, старшина второй статьи, разрешите обратиться».

Если на берегу, военнослужащий без ремня – «на выпуск», скорей всего или отбывает наказание или какой-нибудь пленный армии противника, внутри корабля, «на ремень» ходят только заступившие на дежурство или на вахту.

Корабль, такое место, где каждый от командира корабля, до самого молодого бойца выступает во множестве ролей. Каждый имеет многочисленные обязанности. Например, корабль находится на постоянном месте базирования (у стенки). Кто-то из руководства обязательно остается старшим на борту. Кто-то из офицеров каждой боевой части, обеспечивающим от БЧ. Так же и мичманы и матросы. Например, матросы и старшины срочной службы могут нести вахту дневальными по кубрику, дежурными по своим боевым частям и т.д и т.п.

Дежурный по кораблю снимает пробу
Дежурный по кораблю снимает пробу

Кроме повседневных обязанностей у каждого матроса есть свои многочисленные обязанности (расписания), например, по борьбе за живучесть. В случае пожара или течи каждый член экипажа имеет свои обязанности и свое место.

То же самое по боевой тревоге. Тут конечно все проще. Занятие места по боевому расписанию соответствует должности военнослужащего. Военнослужащие ракетно-артиллерийской части или электро-механической будут выполнять соответствующие задачи (масла - сидеть в своих трюмах у котлов и турбин, рогатые - бегать вокруг своих «москитов», «гранитов» и прочих «калибров» и т.п.).

Ну и конечно места по приборке внутрикорабельных помещений и верхней палубы также расписаны и закреплены за отдельными исполнителями.

Усвоению всех этих многочисленных обязанностей помогает так называемая «книжка – боевой номер». Это настоящий кладезь мудрости – с помощью которого, молодые матросы приобретают феноменальную память и даже физическое развитие. То есть русский матрос, став счастливым обладателем такой индивидуальной брошюрки, в короткое время, приобретает способности декламировать наизусть любые тексты (артист больших и малых театров позавидует) и сдавать зачеты по физ. культуре на уровне любого спецназовца (да я уверен - бравурный спецназовец опростоволосится на воздушной баночке). Вот почему, например, в отечественных вооруженных силах, два солдата из стройбата заменяют экскаватор, а один матрос хр… хороший, заменяет трактор новый.

Изучающему книжку - боевой номер, пока думать о борзости рано
Изучающему книжку - боевой номер, пока думать о борзости рано

В то же время, военнослужащие старших сроков службы, старшины и командиры отделений, ответственные за сдачу зачетов по книжке – боевой номер молодыми собратьями по оружию, приобретают ценный опыт по педагогике, чуткой и вдумчивой передаче опыта молодому поколению, индивидуальному подходу к товарищам. В свою очередь, молодые матросы впитывают такой подход и несут традиции дальше.

А еще матросы очень любят чистоту. Спроси любого мариамана: "Что ты любишь в свободное время?". "Конечно же наводить приборку", - Ответит он. Особой любовью личного состава срочной службы пользуется Большая Приборка. Это такая всеобщая «помывка» всего корабля – верхних палуб, надстроек и внутренних помещений. Не могу не отметить, что более всего радуются этому еженедельному событию матросы младших призывов. Ничего подобного они «на гражданке» и не видели. Поэтому энтузиазм «молодых», как правило, на Большой Приборке зашкаливает. Матросам старших призывов, старшинам и командирам отделений приходится даже осаживать молодых коллег, вдруг надорвутся.

Завершающий штрих. Натирание палубы.
Завершающий штрих. Натирание палубы.

Что я запомнил из «любимого» на службе?! Это постоянная потребность военно-морского люда строиться. Ну и правда, если не будет построений -офицеры, мичманы, старшины и матросы просто запутаются, и будут бесцельно бродить вокруг собственной оси. Поэтому, строятся как всем экипажем, так и по подразделениям. Но, самым интересным для экипажа является построение по сигналу Большой Сбор. Это такое интересное мероприятие, когда погулять выходят разного рода коки, «писаря», снабженцы, медики и прочие экзотические субъекты корабельной жизни. Как правило, эти люди поражают на Большом Сборе своей подтянутостью, подогнанной отутюженной формой и выправкой.

И прадеды их строились и деды...
И прадеды их строились и деды...

Друзья, понимаю, что обзор вышел несколько сумбурным, прошу сделать скидку на новогодние выходные, расслабленное состояние и все такое. В этом году, планирую сделать несколько статей про флотскую жизнь. Например, почему русские моряки и англичане схожи в своих привычках. Расскажу про морскую форму, и что значит плафон с забортной водой в жизни молодого моряка и т.д. и т.п. Сегодня, просто пробежался по верхам. В общем, думаю, что Америки никакой не открою, но те, кто служил, вспомнят свою молодость и напишут в комментариях (так, это случилось с моим обзором про флотский жаргон в прошлом году).

Сумбурный обзор
Сумбурный обзор

Спасибо. С Новым Годом и всего доброго!

Схожие обзоры на канале: Морской словарик (военно-морской сленг)