Роли в кинофильмах исполняют актёры. Казалось бы, сказавший эту фразу претендует на звание Капитана Очевидность. Но на мой, скромный взгляд, в фильмах именно актёров мы видим довольно редко, как правило, это артисты, то есть исполнители ролей, которые имеют свои персональные особенности, благодаря которым зрители узнают их из фильма в фильм. Многие из них подобно, Валерию Леонтьеву, имеют свой репертуар. Если для певца это набор песен, костюмов, красочных шоу, повторяемых из выезда в выезд, то для киноартиста это манера игры, эмоциональный фон, мимика, характер, порой, даже фразы, которые кочуют вместе с артистом. Например, Арнольд Шварценегер и его фирменное "Я ещё вернусь", которое после "Терминатора" он вворачивал ещё в пятнадцати своих кинолентах.
Я не просто ничего не имею против артистов в кино. Я их люблю, некоторых просто обожаю. Например, Клинта Иствуда. Его игра в спагетти-вестернах Сержио Леоне ничем не отличается от его же экранного образа в "Грязном Гарри" или, гениальном,по-моему, фильме, где он к тому же выступает режиссёром "Непрощённый". Это хладнокровный, скупой на эмоции и щедрый на свинцовые подарки своим оппонентам персонаж. Меняются костюмы, антураж, но неизменен Клинт Иствуд и его суровый взгляд.
Артистов на экране большинство. Нередко они работают с одними и теми же режиссёрами. Ни для кого не секрет, что Тарантино, особенно раньше, использовал в общем-то один и тот же пул исполнителей - Майкл Мэдсен, Харви Кейтель, Тим Рот, С. Джексон.
Актёры в абсолютном меньшинстве. Вот вроде бы такой мастодонт как Аль Пачино, будучи ко всему со-президентом Актёрской студии, вот уж он то точно должен быть актёром. Но возьмите его фильмы (которые, к слову, сам он называет одними из своих лучших работ) "Собачий полдень", "Серпико", "Лицо со шрамом". В первом он играет грабителя банка, во втором сверхчестного полицейского, а третьем отмороженного гангстера. Понаблюдайте за его движениями, эмоциями, фирменными криками, мимикой. Во всех трёх фильмах они одинаковые. А раз так, то он артист. Актёр это тот человек, которого увидев в одном фильме, вы с трудом узнаете в другом. Для меня таким примером является Джо Пеши. До того как посмотреть "Казино" 1995 г., где он исполняет роль жёсткого, крайне агрессивного, влиятельного и очень харизматичного бандита, я видел много его работ (как потом я понял задним умом).
Но честное слово ни в "Славных парнях", ни в "Казино" я не понимал, что слежу за игрой актёра из "Смертельного оружия", все части которого я видел не один раз:
А так же, что именно этот миниатюрный актёр сыграл одну из главных ролей в бенефисе артиста Маколея Калкина "Один дома":
В "Фотографе", которого, так уж вышло, я смотрел после "Казино" я опять далеко не сразу узнал Джо Пеши в роли Лео Бернстайна.
Таким образом, резюмируя, хочу сказать, что настоящий актёр способен настолько перевоплотиться в своей следующей картине, что вы не сразу поймёте, что это именно он, если вообще поймёте. Разумеется, сложись у Ван Дамма, типичного артиста 90-х, и сыграй таки он Хищника в первой части, то можно было бы сказать, что его перевоплощение в следующем фильме грандиозно, но это всё таки другое дело)