Именно так можно сказать о Василии Ивановиче Чуйкове, - Маршале Советского Союза (1955 г.) и дважды Герое Советского Союза (1944 г. и 1945 г.)
Чуйков Василий Иванович родился 12 февраля 1900 г., в местечке Серебряные Пруды, Тульской губернии, Российской империи.
В 12 лет вместе со старшими братьями перебрался в Петербург на заработки. Ученик, затем слесарь в шорной мастерской. После Февральской революции 1917 г. добровольно поступил на флот юнгой отряда минеров в Кронштадте.
В РККА - с 1918 г. В Гражданскую войну 1918 - 1922 гг. командовал полком. Воевал на Восточном и Западном фронтах. Четыре раза был ранен, за героизм дважды награжден орденом Красного знамени.
После Гражданской войны постепенно окончил: Военную академию имени М.В. Фрунзе (1925 г.), восточный факультет этой академии (1927 г.), академические курсы при Военной академии механизации и моторизации РККА (1936 г.).
С 1927 г. являлся военным советником СССР в Китае: «По роду своей деятельности я много ездил по стране. Мне довелось побывать в районах Пекина, Тяньцзиня, в провинции Сычуань, я исколесил почти весь Северный и Южный Китай, научился довольно бегло говорить по-китайски».
После начала развития советско-китайского конфликта вокруг КВЖД В.И. Чуйков вернулся в СССР: «В августе 1929 г. я и мои товарищи прибыли во Владивосток. По поручению штаба Особой Дальневосточной армии нас тут же направили в Хабаровск, где формировалась Особая Дальневосточная армия. К тому времени на советско-китайской границе создалась тревожная обстановка, назревал вооруженный конфликт…». В.И. Чуйков был назначен начальником отдела штаба Особой Краснознаменной Дальневосточной армии В.К. Блюхера, принявшей участие в вооруженном конфликте с Китаем в 1929 г.
В 1932 г. назначен начальником Курсов усовершенствования начсостава по разведке. С1936 г. служил командиром механизированной бригады, командиром 5-го стрелкового корпуса. В 1938 г. получил назначение командующего Бобруйской армейской группы в Белорусском военном округе, утвержден членом Военного совета при народном комиссаре обороны СССР. Участвовал в походе в Западную Белоруссию, возглавляя 4-ю армию. В годы советско-финской войны (1939 - 1940 гг.) командовал 9-й армией.
В декабре 1940 г. назначен военным атташе СССР в Китае при правительстве Гоминьдан, где находился до марта 1942 г.: «В мою задачу входила не только помощь китайскому командованию в управлении войсками, мне предстояло научить их применять современное оружие в свете новейших тактических требований. Мало того, в мою задачу как военного атташе и главного военного советника входило сдерживание воинственных устремлений Чан Кайши против коммунистических армий и партизанских районов, которые контролировались китайскими коммунистами,… чтобы он мобилизовал все силы нации на отпор агрессору, - вспоминал Иван Васильевич в своих мемуарах, - Моя официальная резиденция главного военного советника Чан Кайши находилась рядом с кабинетами военного министра, начальника разведки и начальника оперативного управления китайского генштаба. В интересах дела я стремился наладить с ними нормальные деловые взаимоотношения. Сверяя и перепроверяя поступающие ко мне сведения, я и мои сотрудники имели достаточно полные данные о главных замыслах китайского руководства и, исходя из складывающейся обстановки, вносили свои предложения и рекомендации».
В июне 1941 г. ему присвоено звание генерал-лейтенанта РККА.
В ходе Великой Отечественной войны с мая 1942 г. командовал 1-й резервной (с июля 1942 г. - 64-я) армией, затем оперативной группой 64-й армии. Ее передовые отряды вели упорные бои с 6-й армией противника на реке Цимла. В последующем соединения армии отражали наступление южной ударной группировки противника на рубеже Суровикино - Рычково и по левому берегу Дона.
В начале августа 1942 г., ввиду угрозы прорыва танков противника к Сталинграду с юго-запада, армия была отведена на внешний оборонительный обвод Сталинграда, где продолжала вести оборонительные бои. В.И. Чуйкову, переведенному в заместители командарма 64-й армии генерал-майора М.С. Шумилова, было поручено создать на пути противника заслон на реке Аксай, сколотив и возглавив оперативную группу войск, названную впоследствии Южной. В сложной обстановке, без надежной связи, самостоятельно ведя разведку, группа В.И. Чуйкова вела активную оборону, при которой контратаки переходили в преследование противника, и смогла остановить гитлеровцев, обеспечив другим соединениям 64-й армии возможность закрепиться на новых рубежах.
М.С. Шумилов вспоминал: «Однажды он (Чуйков - Н.Г.) около десяти часов не давал о себе знать. Как выяснилось впоследствии, В.И. Чуйков успел за это время побывать на нескольких участках фронта. В одном месте помог растерявшимся артиллеристам отразить атаку танков, в другом - остановил отступавшее подразделение, которое осталось без командиров. Повернул цепь назад, приказал окопаться на новом рубеже. Словом, волевых качеств Василию Ивановичу было не занимать». Сам Иван Васильевич писал впоследствии: «Стойкая оборона Южной группы давала мне право думать, что мои первые самостоятельные решения по организации обороны на Аксае оправдали надежды командования - врага можно не только задерживать на определенных рубежах, но и вынуждать пятиться с большими потерями. Для этого необходимо верить в способности своих войск, в способности бойцов и командиров, не робеть перед опасностью и, верно оценивая обстановку, быть непреклонным в деле выполнения поставленной перед тобой задачи».
С сентября 1942 г. В.И. Чуйков командовал войсками 62-й армии, прославившейся героической обороной г. Сталинграда.
Н.С. Хрущев, будучи в то время членом военного совета Сталинградского фронта, вспоминал о назначении нового командующего 62-й армии, которая отходила к Сталинграду и должна была защищать город: «К этому времени у меня сложилось уже очень хорошее впечатление о Чуйкове. Мы позвонили Сталину. Он спросил: "Кого же вы рекомендуете назначить на 62-ю армию, которая будет непосредственно в городе?". Говорю: "Василия Ивановича Чуйкова". Его почему-то всегда называли по имени и отчеству, что было в рядах армии редко. Не знаю, почему так повелось…. "Чуйков себя очень хорошо показал как командующий отрядом, который он сам организовал. Думаю, что он и впредь будет хорошим организатором и хорошим командующим 62-й армией". Сталин: "Хорошо, назначайте. Утвердим его"».
Противнику не удалось с ходу разгромить 62-ю и 64-ю армии и овладеть Сталинградом, и гитлеровские войска готовились окружить город и уничтожить оборонявшие его советские армии. В сентябре части вермахта потеснили войска 62-й армии и ворвались в центр города, а на стыке 62-й и 64-й армий прорвались к Волге. «Мы не думали о спасении, а только о том, как бы подороже отдать свою жизнь - другого выхода не было…», - вспоминал В.И. Чуйков о днях тяжелейших боев за город.
«Чтобы фашисты смогли взять Сталинград, им надо перебить нас всех до единого!» - вспоминал слова Чуйкова начальник штаба 62-ой армии Н.И. Крылов. В мемуарах он отметил высокий полководческий талант Чуйкова: «Василий Иванович Чуйков всегда считал, что вовремя переговорить с командиром, даже самым опытным, и дать ему почувствовать общую обстановку столь же важно, как послать в нужный момент подкрепление. А если резервов нет или вообще положение трудное - переговорить еще необходимее… Чуйков мог быть и резок, и вспыльчив, но друг ведь не тот, с кем всегда спокойно. С нашей первой встречи на Мамаевом Кургане я считал, что мне посчастливилось быть в Сталинграде начальником штаба у такого командарма, чуждого шаблонам (в той обстановке приверженность к ним могла бы погубить все), до дерзости смелого в принятии решений, обладавшего поистине железной волей… Как военачальнику ему в исключительно высокой степени присущи умение не упустить момент, когда надо сделать что-то важное, способность предвидеть осложнения и опасность, когда их еще не поздно в какой-то мере предотвратить».
Василий Иванович Чуйков ввел в войска новую тактику городского боя. В упорных боях на городских улицах родились новые тактические единицы -штурмовые группы, состоявшие обычно из взвода или роты пехоты (20-50 стрелков), действия которых основывались на неожиданности для противника: Василий Иванович писал в своих воспоминаниях: «62-я армия вырабатывала новые приемы и методы ведения боя в условиях большого города. В ходе сражений наши офицеры и генералы непрерывно учились. Смело отбрасывая тактические приемы, которые оказывались непригодными в условиях уличных боев, они применяли новые, внедряя их во все части. Учились и командиры батальонов, и командиры полков, и командиры дивизий, учились все вплоть до командующего армией, и эта учеба каждый день приносила свои плоды. Уже на первом этапе битвы за город стало совершенно ясно, что заставить врага отказаться от его планов можно лишь активной обороной: обороняться, наступая. Для широкого применения такого метода борьбы наши гарнизоны опорных пунктов в это время уже имели опыт самостоятельных и инициативных действий; они научились взаимодействовать с приданными им отдельными орудиями, минометами, танками, саперами и вести огонь прямой наводкой с ближних дистанций из всех видов оружия, а частые вылазки с целью контратаки способствовали накоплению опыта маневрирования в условиях уличного боя. Воины 62-й армии начали наступать, особенно с 19 ноября, когда началось общее контрнаступление и отбивать у противника захваченные им здания и участки города дерзкими и внезапными ударами хорошо сколоченных мелких групп».
С началом Сталинградской стратегической наступательной операции 62-я армия В.И. Чуйкова продолжала вести бои в Сталинграде, сковывая силы противника, одновременно готовясь к переходу в наступление. 1 января 1943 г. армия была передана Донскому фронту и в его составе участвовала в операции по ликвидации окруженной под Сталинградом группировки немецких войск. 28 января Чуйков был награжден своим первым орденом Суворова I-й степени. В апреле 1943 г. 62-я армия за беспримерный массовый героизм и стойкость личного состава была преобразована в 8-ю гвардейскую. В мае 1945 г. 8-я гвардейская армия под командованием В.И. Чуйкова участвовала во взятии г. Берлин.В ночь на 1 мая В.И. Чуйков в своем штабе принял начальника генерального штаба немецких сухопутных войск генерал Кребса, сообщившего командующему армией о самоубийстве Гитлера и о предложении нового правительства Германии заключить перемирие. Так как правительство Германии отклонило требование о безоговорочной капитуляции, подтвержденное Верховным Главнокомандованием, советские войска продолжили штурм.
После Великой Отечественной войны занимал пост заместителя, 1-го заместителя главнокомандующего и главнокомандующего Группой советских войск в Германии, командовал войсками Киевского военного округа, с 1960 г. - главнокомандующий Сухопутными войсками и заместитель министра обороны СССР, в 1964 - 1972 гг. - начальник гражданской обороны СССР. С 1972 г. - состоит в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
С 1961 г. занимал пост члена ЦК КПСС. Являлся депутатом Верховного Совета СССР с 1946 г.
Награжден 9-ю орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, 4-мя орденами Красного Знамени, 3-мя орденами Суворова 1-й степени, орденом Красной Звезды.
Умер 18 марта 1982 г. в г. Москве. Завещал похоронить себя на Мамаевом кургане в г. Волгограде, вместе со своими бойцами.
д/ф о Василии Ивановиче Чуйкове. Взято с интернет-ресурса.
Подписывайтесь на наш канал и оставляйте свои комментарии.