Это добродетель, опасение оскорбить Бога, нарушив Его волю. Достигается путем молитвы, смирения и бдительности.
Бог наградил человека разумом, чтобы он мог отделять добро от зла. Благодаря разуму человек может в течение жизни постигать смысл своего назначения и обрести веру. Если человек не развратится ложными теориями и учениями и пойдет верным верным путем, будет соблюдать заповеди Божии, то со временем у него появится страх Божий.
Страх перед Богом - это отражение веры, это не психологический или животный страх человека, в нем нет трусости и предубеждения. Стараясь жить по вере, человек открывает для себя страшные последствия отступления от своих принципов и предательства веры и Бога.
Перед этим страхом у человека отступают все страхи земные. Так подвижники, чтобы избежать искушений и соблазнов, удалялись в пустыню и ходили среди зверей и разбойников. Там им открывается, насколько глубоки корни зла.
Страх Божий - первооснова и фундамент покаяния, есть начало добродетели. Божественный страх - это не плод ума и интеллектуальных усилий, а благодать, которую дает Господь по вере человека.
Этот страх даруется человеку свыше. Сначала человек ощущает Бога, а потом самого себя. Убежденность в собственной греховности дается большим трудом и душевным страданием. С одной стороны в этой ситуации мы осознаем опасность своего положения, с другой подтверждаем святость и кротость Божию.
В начале покаяния есть только душевное страдание от ощущения собственной вины. Но в процессе покаяния из-за ощущения страха перед Богом мы получаем свет благодати. Так происходит духовное возрастание. Но здесь нужно опасаться появления собственного тщеславия. Ведь как за телом следует тень, так и за благим помышлением следует помысл тщеславия.
Для безопасности Бог попускает, чтобы люди, идущие этим путем, следовали обрывистыми и трудопроходными дорогами, чтобы никто из них не думал о себе высоко.
Так рассуждал старец Иосиф Ватопедский.