В братском соседнем государстве считают, что «переможный» договор о транзите газа заключен на максимально выгодных для Украины условиях. По крайней мере, так это трактует «Нафтогаз». Единственное, чем осталась недовольна эта компания – не удалось переложить на «Газпром» ответственность за несовершенство украинского законодательства в нефтегазовой сфере. Соответствуют ли такие «шапкозакидательные» заявления действительному положению вещей – рассмотрим далее.
Итак, 30.12.2019г. все таки был подписан долгожданный и многострадальный договор о транзите российского газа через Украину. Согласно его условиям, мы обязались 5 лет использовать украинскую ГТС для перекачки 225 млрд. м3 голубого топлива, а именно: в 2020 году – 65 млрд. м3 и далее ежегодно по 40 млрд. м3.
Этот документ Украина считает во всех отношениях своей «перемогой», за одним исключением – «Нафтогазу» не удалось переложить на «Газпром» ответственность за возможные издержки, связанные с несоответствием украинского газотранспортного законодательства европейским нормам. Об этом заявил А.Коболев, являющийся главой «Нафтогаза». А хорошая была идея.
Чтобы минимизировать свои риски, украинская нефтегазовая компания даже полностью вышла из структурного подчинения оператора ГТС, переформатировавшись из бенефициара в «крупного клиента» (с 01.01.2020г.). Но это не обмануло руководство «Газпрома», и «Нафтогаз» остался фигурировать в газовом договоре с Украиной как своеобразный «буфер», в задачу которого будет входить организация транзита, а именно - бронирование у оператора ГТС транспортных мощностей, обеспечивающих перекачку необходимых 225 млрд. м3.
Теперь хочу рассмотреть анонсируемые «Нафтогазом» перемоги, в частности, заявленное увеличение транзитного тарифа на границе с РФ в 2,5 раза. Отмечу, что договор заключался не как раньше, когда плата за перекачку рассчитывалась от объема газа и длины трассы (в кубокилометрах), а по европейским стандартам – на входе и выходе из украинской трубы применяются разные ставки.
Так, на входе в трубу ГТС Украины тариф действительно стал выше в 2,5 раза, а на выходе почти вдвое уменьшился, что совокупно составило увеличение стоимости прокачки на неполных 8%.
Но есть еще один пункт, не афишируемый «Нафтогазом». Это отсутствие ежегодной индексации стоимости транзита, которая традиционно применяется в Европе. То есть, уже с 2021г. и далее прибыльность для Украины будет падать, и за 5 лет убытки составят до 400 млн.$ относительно той схемы, которая работала с 2016 по 2019 года. Отмечу, что настолько «выгодные» условия послужили причиной судебного иска против менеджеров польской нефтегазовой компании, а сотрудники «Нафтогаза» поощряют себя миллионными премиями.
А как вы думаете, учитывая факт начала поставок газа через «Турецкий поток», российско-украинский транзитный договор – это чья «перемога»? Пишите комментарии и ставьте палец вверх.