История создания
После того, как продемонстрировали макет немецкого танка A7V, командованием было предложено создать более тяжелые "сверхтанки". Это задание поручили Йозефу Фольмеру, но тот пришел к выводу, все же логичнее строить легкие машины, которые можно создавать быстрее и больше. Условиями быстрого создания и организации производства стало существование автомобильных агрегатов и в больших количествах. В военном ведомстве в то время было в наличии свыше 1000 различных автомашин с двигателями 40-60 л.с., которые признавались негодными для применения в вооруженных силах, те, которые назывались "пожирателями горючего и шин". Но при должном подходе можно было получить группы по 50 и более единиц и на этой основе создавать партии легких боевых машин, имеющих запас агрегатов и узлов.
Подразумевалось использование автомобильного шасси "внутри" гусеничного, устанавливая ведущие колеса гусеничного хода на их приводные оси. Германия, вероятно, первая уяснила такое преимущество легких танков - как возможность широкого применения автомобильных агрегатов.
Основные требования к легкому танку:
- масса: не выше 8 тонн, возможность перевозки в не разобранном виде на стандартных железнодорожных платформах и готовность к действию сразу же после выгрузки;
- вооружение: 57-мм пушка или два пулемета, наличие лючков для стрельбы из личного оружия;
- экипаж: механик-водитель и 1-2 стрелка;
- скорость движения по ровной местности с грунтом средней твердости: 12-15 км/ч;
- защита от бронебойных винтовочных пуль на любой дальности (толщина брони не менее 14 мм);
- подвеска: упругая;
- поворотливость на любом грунте, способность брать подъемы крутизной до 45°;
- 2 м - ширина перекрываемого рва;
- около 0,5 кг/см2 удельное давление на грунт;
- надежный и малошумный двигатель;
- до 6 часов - время действия без пополнения запаса горючего и боекомплекта.
Предлагалось увеличить угол подъема наклонной ветви гусеницы для повышения проходимости и эффективности при преодолении проволочных заграждений. Объем боевого отделения должен был быть достаточен для нормальной работы, а посадка и высадка экипажа - простой и быстрой. Необходимо было обратить внимание на устройство смотровых щелей и лючков, на пожарную безопасность, герметизацию танка на случай применения противником огнеметов, защиту экипажа от осколков и свинцовых брызг, а также на доступность механизмов для обслуживания и ремонта и возможность быстрой замены двигателя, наличие системы очистки гусениц от грязи.
В итоге получился танк с передним расположением двигателя, задним - трансмиссии и боевого отделения. При первом же взгляде на него бросалось в глаза сходство с английским средним танком Mk А "Уиппет", появившимся на поле боя только в апреле 1918 года. Танк LK-I имел вращающуюся башню, прототип "Уиппета" (легкий танк Триттона) - также. Последний официально испытали в Англии в марте 1917 года. Возможно, германская разведка и имела некоторые данные об этих испытаниях. Однако сходство компоновки можно объяснить и выбором автомобильной схемы в качестве базовой, пулеметные же, хорошо отработанные башни применялись на бронеавтомобилях всеми воюющими сторонами. Тем более что по своему устройству танки LK значительно отличались от "Уиппета": отделение управления размещалось позади двигателя, причем сиденье механика-водителя располагалось по оси машины, а за ним находилось боевое отделение.
Проект был представлен в сентябре 1917 года. После одобрения начальником Инспекции автомобильных войск, 29 декабря 1917 года было принято решение о постройке легких танков. Но Ставка Главного командования отклонила это решение 17.01.1918 г., так как сочла слишком слабым бронирование таких танков. Немного позже стало известно, что Главное командование само вело переговоры с Круппом о легком танке. Создание легкого танка под руководством профессора Раузенбергера началось на фирме Круппа еще весной 1917 года. В итоге эту работу все же одобрили, и она перешла в ведение Военного министерства. Опытные машины получили обозначение LK-I (Leichter Kampfwagen) и было дано разрешение на постройку двух экземпляров.
Ходовые испытания первого опытного LK-I состоялись в марте 1918 года. Прошли они весьма успешно, но решено было доработать конструкцию - усилить бронезащиту, улучшить ходовую часть и приспособить танк для массового производства.
Технические характеристики
Масса, т - 8
Размеры:
Высота, м – ~ 2,5
Длина, м – ~ 5
Ширина, м – ~ 2
Клиренс, м – ?
Бронирование, мм:
Лоб - 16
Корма - 8
Борт - 8
Крыша - 8
Днище - 8
Лоб башни - 8
Борт башни - 8
Корма башни - 8
Тип брони - стальная катанная
Экипаж, чел - 2
Вооружение:
7,92-мм пулемётов MG-08.
Боекомплект:
Патроны, шт - ?
Двигатель, л.с. - 40-60 карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения
Скорость, км/ч - 16 (шоссе), 6-8 (пересечённая местность)
Запас хода, км - 40 (шоссе)
Запас топлива, л - ?
Преодолеваемый ров, м - 2
Особенности
Новинки в конструкции танка LK были защищены рядом особых патентов, как, например, патенты № 311169 и № 311409 на особенности устройства гусеничного хода. Двигатель и трансмиссия базового автомобиля в целом сохранялись. Вся конструкция танка представляла собой бронеавтомобиль, как бы помещенный в гусеничный ход. Такая схема позволяла получить вполне прочную конструкцию с упругой подвеской и достаточно большим клиренсом.
Недостатки
Слабое бронирование танка, только один пулемёт и не приспособленность для массового производства.
Участие в боевых действиях
Никогда не принимал.
Количество построенных экземпляров
1
Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/LK_I
https://warriors.fandom.com/ru/wiki/LK_I
http://vsetanki.com/tank_info/198/
Видео об LK I
К сожалению я не нашёл(( Если знаете где есть видео, об этом танке, то пишите в комментариях.
Другие статьи о германских танках Первой Мировой.
Сверхтяжелый танк "K-Wagen" ("Колоссаль") - https://zen.yandex.ru/media/id/5df34c07a1bb8700af384ab1/sverhtiajelyi-tank-kwagen-kolossal-5e0cde8cee5a8a00b1cc5dfe
Тяжелый танк A7V -https://zen.yandex.ru/media/id/5df34c07a1bb8700af384ab1/tiajelyi-tank-a7v-sturmpanzerwagen-a7v-5df34c579c944600ae970054
Тяжелый танк A7VU -
https://zen.yandex.ru/media/id/5df34c07a1bb8700af384ab1/tiajelyi-tank-a7vu-5e0dbe09b477bf00ae046848
Средний танк Sturmpanzerwagen «Oberschlesien» -
https://zen.yandex.ru/media/id/5df34c07a1bb8700af384ab1/srednii-tank-sturmpanzerwagen-oberschlesien-5e0ddbfd028d6800ad2e170a
Лёгкий танк Lk II -
https://zen.yandex.ru/media/id/5df34c07a1bb8700af384ab1/legkii-tank-lk-ii-5e0e1242e3062c00b10273bd