По всем религиозным канонам, именно наличие души отличает человека от животного. Производными души являются следующие понятия – разум, чувства, совесть и мораль.
Но вот что собой представляет душа и где она расположена – многие люди представляют плохо.
Если рассматривать старые иконы, то можно видеть небольшой туман, выходящий из уст умирающего, так показывали душу, покидающее тело. Но опять это не дает представления о месте нахождения души во время жизни человека.
Святой Григорий из Ниссы давал следующее определение: «Душа есть сущность сотворенная, живая, разумная». Григорий Богослов и Тертуллиан также указывали, что «душа есть сущность сотворенная, живая, разумная» и добавляли, что «душа – суть дыхания Господа».
А вот уточнение от других священнослужителей, Немезия и Оригена, утверждавших, что душа «есть бестелесная сущность и она нематериальна». И поэтому, по мнению уважаемых епископов, к телу человека не относится и даже не является свойством указанного тела.
Слова блаженного Феодорита из Кира говорят о том, что «душа проста и разумна», а епископ из Ниссы Григорий, указывал сущность души как «неименуемую и неведомую».
Также христианскими мыслителями высказывалась идея о том, что душа имеет определенные границы. Например, на это указывал святой Тертуллиан. А другой святой, Макарий из Египта, дополнил его утверждение своим – «душа – это тонкое тело и облекается членами тела телесного, но при этом образ и вид души схож с обликом ангела».
Святой епископ Ириней ил Лиона уточнял «Душа имеет образ человека, поэтому ее легко узнать».
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод – человек состоит из двух половин – плотского тела и бесплотной души. Последняя имеет следующие характеристики – бестелесность, разумность, речь, бессмертие. Также она обладает определенными границами и имеет узнаваемый образ.
Но где же она находится?
Версии местонахождения души
Каждый человек указывает свою точку нахождения – одни показывают на свое солнечное сплетение, вторые указывают на сердце, третьи на голову. Имеются и те, кто указывает место нахождения души на расстояние примерно 10 см над макушкой.
Откроем Ветхий Завет. В этой книге душа и кровь живого существа – как человека, так и животного, являются едиными. Это единение накладывает определенные обязательства на еду. Книга Бытия (9:4) – «Только плоти с душею ее, с кровию, не ешьте». А книга Левит трижды уточняет, что кровь употреблять в пище нельзя, это табу – «душа тела в крови», «душа всякого тела есть кровь его».
Правда, не все святые отцы согласны с утверждением священной книги. Например, по мнению святителя Григория Богослова «душа – это не огонь, не гармония разных частей, что составляют единое целое и точно не «кровавый поток», что бежит по нашим жилам».
Другой святитель – Григорий Палама – отмечал, что «душа бесплотна, а сие значит, что она не может занимать конкретное место, но при этом она не является вездесущей, поэтому ограничена».
Авраам Позов, богослов и антрополог, живший в 20 веке, писал, что «душа и человеческое тело связаны между собой в определенных пунктах, но при этом душа пронизывает собой все физическое тело, занимая всю его форму. В древнецерковной науке сие называется тонким телом человека».
Как видите, все равно точного ответа о местонахождении души нет. Поэтому мне импонирует следующий ответ. Некоторое время назад был проведен опрос среди детей не старше 10 лет. Всем был задан один единственный вопрос: «Где находится душа?». Практически все они дали следующий ответ – «В сердце». Может, примем это как единственно верный – недаром же говорят, что устами младенца глаголет Истина.