Как создавалась легендарная «Bohemian Rhapsody»? Когда её задумал Фредди Меркьюри? И сколько времени ушло на её создание? Наверное, каждый, кто впервые прикасается к великому наследию «Queen», задумывается над этим. О необычной истории создания этой нетленной композиции Фредди Меркьюри мы и решили рассказать в этой статье.
«Bohemian Rhapsody» я задумал очень давно, но мне не хотелось рассеивать идеи по первым альбомам. Только когда мы работали над четвертой пластинкой, я почувствовал, что теперь сможем записать её как следует», - признавался Фредди Меркьюри.
О первых идеях музыканта, появившихся задолго до начала записи песни, рассказывал и менеджер Джон Рид: «Однажды Фредди пригласил меня на свою квартиру, и там в спальне стояло фортепиано с подсвечниками, которое служило ему спинкой кровати. Он сказал, что иногда ночью, когда он думает о чем-то музыкальном, он выворачивает руки и играет на нем. Думаю, что именно здесь и появлялись некоторые фрагменты «Bohemian Rhapsody».
«Я всегда хотел сделать что-то оперное. Что-то с таким задающим настроение началом, переходящее в рок, который внезапно прерывается оперной частью и затем возвращается обратно к основному мотиву. Я не особо знаком с оперой, только с некоторыми произведениями. Но я хотел создать такую вещь, которую, как я думал, могли сделать только «Queen». Я не говорил, что это настоящая опера, конечно, нет. Я просто хотел создать оперу в стиле рок-н-ролла. Получилось так, как позволили мои ограниченные возможности», - откровенно признавал вокалист группы.
Запись «Bohemian Rhapsody» происходила в нескольких студиях: сначала музыканты записывали её в уэльской «Rockfield 1», после чего переместились в Лондон, где происходило основное микширование сложных вокальных партий. Позже продюсер Рой Томас Бейкер рассказывал, что в начале была записана балладная часть, для которой использовали привычные фортепиано, бас и ударные; затем приступили к созданию роковой части, что сразу обернулось новыми сложностями: «В этой части песни было также много сложного вокала, так что нам пришлось записывать основную фонограмму баса, ударных, гитары и фортепиано, после чего создавать бэк-вокал без основного голоса. Это был необычный способ, потому что ведущий вокал обычно задает тон последующему исполнению фоновых голосов. Но, если бы мы не пошли этим путем, нам просто не хватило бы треков для записи такого количества бэк-вокала». Только после этого группа приступила к созданию самой необычной и сложной части – оперной, которая, по словам того же Бейкера, постоянно пополнялась новыми идеями Фредди.
Микширование записи происходило на лондонских студиях «SARM» и «Scorpion», где в те годы находилось лучшее музыкальное оборудование города. Инженеры студий вспоминали, что участники группы практически ночевали с пультом, часами работая над песней. С этим согласен и музыкант Роберт Ли, наблюдавший за процессом создания песни: «Мой приятель владел студией «SARM» («East»), где группа микшировала «Bohemian Rhapsody». Процесс сведения длился часами и днями, так как музыканты каждый раз были недовольны результатом и начинали заново. И вот однажды всё пошло хорошо, но все боялись даже выдохнуть. Они были очень усталые, но счастливые».
Окончательный вариант песни произвел неизгладимое впечатление на слушателей, которым до этого никогда не доводилось слышать нечто подобное. «Это уникальная песня, революционная и элегантная одновременно. Она длится почти шесть минут: кто еще забирался так далеко? Ближе всех были «The Beatles» с их «A Day In The Life» и «Led Zeppelin» в «Stairway To Heaven» (последняя длится около 8 минут – прим. автора), - в беседе с журналистами рассказывал продюсер Фил Сверн.
«Они никогда еще не дополняли друг друга так хорошо, как на «Bohemian Rhapsody». Думаю, она придала им уверенности», - считал известный радиоведущий Пол Гамбаччи. Позже он также добавил: «Время таких эпических шедевров миновало. Что сегодняшние треки значат против таких достижений, как «Bohemian Rhapsody»? Сейчас такого уже не делают».
Это величайшее творение «Queen» до сих пор не имеет аналогов в истории. Им удивляются и восхищаются, и нередко пытаются разгадать основной смысл композиции. Чаще всего можно встретить версии, авторы которых пытаются интерпретировать слова песни, опираясь на некоторые «известные» факты из биографии Фредди Меркьюри, нередко ограничивая свой труд вольной оценкой его личности. Но так ли это на самом деле? Можно ли считать это величайшее творение Фредди каким-либо «зашифрованным посланием всему миру»? Если известно, что даже музыканты «Queen» старались не ограничивать восприятие зрителей. Но ответ должен быть у каждого слушателя.