Найти тему
Алина Лев

Почему картина «Завтрак на траве» вызвала в обществе скандал

Эдуард Мане (Edouard Manet) известный французский живописец, гравёр, один из родоначальников импрессионизма.

Вопреки воле отца он получил художественное образование у известного французского академиста Тома Кутюра. В 1859 году Мане решил, что его художественное образование завершено, и начал экспонировать свои работы в Парижском салоне, престижной ежегодной выставке.

В 1863 году Мане решается на написание картины с обнажённой натурой. Первоначально работа называлась «Купание». Эта картина предназначалась для Парижского салона, однако её вместе с тремя тысячами других полотен жюри не допустило к выставке. По инициативе императора Наполеона III все отвергнутые картины были выставлены в отдельном помещении. Император хотел убедить зрителей в том, что произведения были недостойны Парижского салона. Эта выставка «неудачных» картин позже получила название «Салоне отверженных».

Картина, которой Мане дал другое название «Завтрак на траве» и на которую художник возлагал большие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей. Вместе с тем она привлекла и самое большое внимание, став символом «Салона отверженных». Мане быстро приобрел скандальную славу, хотя и не стремится к ней.

Э.Мане. Завтрак на траве. 1863. Фото из свободных интернет-источников
Э.Мане. Завтрак на траве. 1863. Фото из свободных интернет-источников

«Завтрак на траве» была задумана как художественный диалог с шедеврами Джорджоне «Сельский концерт» и картиной Рафаэля «Суд Париса». Впечатлившись этими произведениями, Мане написал двух обнаженных женщин рядом с одетыми мужчинами и расположил фигуры на природе. Только женщины Мане, в отличие от предыдущих работ, – совсем не нимфы и не богини.

Джорджоне. "Сельский концерт". 1508-1510 гг.
Джорджоне. "Сельский концерт". 1508-1510 гг.

Именно выбор сюжета картины, где на природе показаны двое полностью одетых мужчин и рядом с ними обнаженная женщина, вызвал полное непонимание и обвинения в декадентстве художника и плохом вкусе. Нагота в «Завтраке на траве» очень отличается от мягких и безупречных фигур Александра Кабанеля и Ж.-О. Д. Энгра. Моделью для обнаженной женщины послужила Викторина Мёран. Один из мужчин на картине - брат Мане Густав, второй - его будущий шурин. Мужчины хорошо одеты. Они о чем-то увлеченно беседуют, и кажется, совсем не замечают женщин.

Насмешки вызвала фигура второй женщины на дальнем плане, которая моется в реке. В картине увидели сцену сексуального характера, а в сидящей в центре картины девушке – особу лёгкого поведения. Она не стесняясь и с вызовом смотрит прямо на зрителя.

Фрагмент картины Э.Мане "Завтрак на траве".
Фрагмент картины Э.Мане "Завтрак на траве".
Фрагмент картины Э.Мане "Завтрак на траве".
Фрагмент картины Э.Мане "Завтрак на траве".

Перед одетыми мужчинами лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами и круглый хлеб. В левом нижнем углу изображена лягушка, в которой публика также увидела намек на проституцию.

Фрагмент картины Э.Мане "Завтрак на траве".
Фрагмент картины Э.Мане "Завтрак на траве".

Кроме того, критика обнаружила в картине немало ошибок - «неправильную» перспективу (размеры фигур не соответствовали масштабу деревьев), фону не хватает глубины, освещение не похоже на естественное, природное. Неверно были показаны тени, слишком локальны цвета, нет полутонов. Мане не пытался скрыть мазки кисти, и картина поэтому в некоторых местах выглядит неоконченной. Художника обвинили в сумасшествии и неумении рисовать. Критики писали, что «ни один элемент картины не соответствовал господствующим представлениям о прекрасном, а вся в целом она представлялась пощечиной хорошему вкусу». Критик Л. Этьенн писал: «Какая-то голая уличная девка бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чём же смысл этой непристойной загадки».

«Завтраком на траве» возмутился даже Гюстав Курбе, "специалист" по обнаженной натуре. На защиту Мане выступил только его друг, писатель Эмиль Золя.

После этого скандала художник на какое-то время даже забросил живопись, поскольку очень переживал после этой травли и скандальной истории.

Однако сейчас его картина не кажется такой уж шокирующей, не правда ли?

Понравилась статья? Ставьте лайки!!!