Двигатель отработал очередные 8000 км. Пришло время заменить моторное масло. Масляный фильтр, доставшийся мне после замены, попал на стол к моим, жаждущим новых наблюдений, микроскопам.
Из аккуратно небрежно вскрытого корпуса достаём фильтрующий элемент.
Корпус фильтра послужил отстойником. Здесь собрались самые крупные частицы, которые видно даже невооруженным глазом.
То, что осталось на дне, под микроскопом выглядит так.
А это капля жижи из отстойника. Концентрация грязи здесь максимальна.
В обычном потоке, который идёт к фильтру, её меньше.
Все частицы разной формы и размера.
А природа у всех одна — спёкшиеся компоненты масла.
Посмотрим на сам фильтрующий материал.
Из чистого белого он превратился в тёмно-коричневый.
Волокна фильтра в масле.
Удалим излишек масла.
Становится видно, что фильтрация происходит, главным образом, за счёт налипания частиц на волокна, а не застревания между ними.
Просветим фильтр насквозь. В нём очень мало застрявших в волокнах частиц.
Исключения наблюдаются только в местах с повышенной плотностью волокон, или размер частиц оказался слишком крупный.
В таком фильтре вообще полно дырявых мест. Проскочило с первого раза — попадёт на следующем круге, возможно.
Если осматривать фильтр в общем, можно с уверенностью сказать, что основная грязь скапливается в глубине складок.
Тут собираются самые крупные и непрозрачные частицы, образуя дорожку. Она пробегает по ребру изгиба фильтрующего материала.
Только в этом месте грязь забивает волокна полностью.
Свет с трудом проходит через этот слой.
Выглядит потрясающе.
Я взял пробу масла в центральной части фильтра, то есть там, куда попадает масло прошедшее очистку.
В основном тут частицы совсем микроскопического размера.
Для сравнения: одна из них рядом с волосом человека.
В общем потоке отфильтрованного масла их не так много.
Не могу оставить без внимания частицы похожие на кристалл, пчёлку и золотую рыбку.
Таким оказался фильтр VIC C-110 прошедший 8000 км на двигателе Toyota 1KR-FE с пробегом 90000 км на моторном масле Castrol Magnatec 5W-30 AP.
Неожиданным образом в фильтре не было замечено никаких металлических частиц, которые с избытком присутствовали в капле масла, взятой из картера того же двигателя.