Найти тему
ТЕХНОНИКОЛЬ

Водные мосты: что это такое, и для чего нужны?

Как кораблю пересечь автотрассу, железную дорогу, долину или какую-либо водную преграду, которая находится на другой высоте? Ответ на этот и похожие вопросы появился в ХVII веке.

В древние времена через пропасти, долины и овраги воду из удаленных источников в города подавали по специальным акведукам. С появлением водных каналов возникла необходимость и в мостах, которые могли бы соединить эти каналы без нарушения существующего ландшафта. Для их создания стали использовать принцип строительства акведуков.

Источник
Источник

Сегодня водные мосты — это поднятые на опорах сложные в инженерном плане мостовые конструкции, которые удерживают водяные каналы. По ним осуществляют навигацию небольшие суда, паромы, лодки.

Акведук Понткисиллте

Он является самым старым, а также самым высоким и самым длинным (307 метров) в Британии водным мостом.

Источник
Источник

Акведук Понткисиллте был открыт в 1805 году и позволил «перебросить» канал Лланголлен через долину реки Ди. Для его создания построили 19 клиновидных каменных опор, что позволило поднять конструкцию над долиной на высоту в 38 метров. Желоб и поддерживающие арки изготовили из чугуна. С одной стороны желоба находится бортик (15 см над уровнем воды), с другой — пешеходная дорожка с перилами.

Раньше акведук использовали для транспортировки извести и угля. Сегодня он является частью канальной сети Великобритании и пропускает около 15 000 лодок в год. А еще он — популярная туристическая изюминка края. В 2009 году акведук Понткисиллте внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мост-канал Бриар

Это одна из самых старых конструкций подобного типа во Франции.

Источник. Автор
Источник. Автор

Канал, который строили в 1604—1642 годах, соединил реки Луара и Сена. В 1890—1896 годах через Луару возвели новый мост-акведук на каменных опорах длиной в 662 метра. В проектировании и строительстве сооружения принимал участие Густав Эйфель (да, тот самый Эйфель).

В начале моста поставлены оригинальные обелиски с пилястрами, стилизованным носом корабля, декором и фонарями. С обеих сторон акведука тянутся аккуратные пешеходные дорожки с перилами и изящными фонарными столбами.

Сегодня мост редко используется по прямому назначению. Зато в проплывающих по каналу катерах и лодках встречаются многочисленные туристы.

Магдебургский водный мост

Этот мост длиной 918 метров является самым длинным судоходным каналом в мире.

Источник. Автор
Источник. Автор

Он раскинулся над рекой Эльба (Германия) и соеденил каналы Эльба-Хавел и Миттеланд. Мост был необходим потому, что уровень воды в Эльбе намного ниже, чем в этих каналах, что доставляло неудобства судоходной отрасли. Приходилось пользоваться шлюзами и судоподъемниками, проплывать дополнительные расстояния, перегружать суда.

Магдебургский водный мост планировали построить еще в прошлом веке, но, по разным причинам, строительство несколько раз откладывали. В 1997-2003 его все же построили: 228 метров проложено над водой, 690 метров над сушей. Сегодня по водной глади активно курсируют крупные баржи и корабли. По бокам канала обустроены пешеходные и велосипедные дорожки, неподалеку находится музей, где можно узнать историю строительства моста.

Минденский водный мост

Источник
Источник

Этот мост тоже находится в Германии. Он пересекает реку Везер и является продолжением Среднегерманского канала. От перечисленных выше сооружений отличается тем, что состоит из двух частей. Старый канал был построен в 1914 году, новый соорудили в 50 метрах севернее и открыли в 1998. При этом пролеты обоих мостов совершенно идентичны и не мешают проходу судов.

Новая водная эстакада понадобилась потому, что глубина старого акведука была недостаточной для современных крупнотоннажных барж. Сегодня суда ходят по обоим мостам: старым пользуются небольшие теплоходы и частные лодки, новым — крупные суда и баржи.

Бартон Свинг

Уникальный вид имеет открытый в 1894 году водный мост Бартон Свинг в Манчестере.

Источник. Автор
Источник. Автор

Он пересекает Манчестерский канал и несет воды канала Бриджуотер. Акведук является передвижным и сконструирован так, что может поворачиваться в разные стороны на 90°. Подвижная часть расположена на небольшом островке посредине реки и двигается на роликовых подшипниках с помощью гидравлического оборудования.

Перед началом поворота акведук с обеих сторон закрывается специальными перегородками, которые способны выдержать до 800 тонн воды. Полный поворот моста позволяет большегрузным судам беспрепятственно проходить по Манчестерскому каналу. Затем конструкция возвращается на место и открывает проход по каналу Бриджуотер. Небольшие судна могут пересекать «перекресток» одновременно.

Рингваарт Хаарлеммермеер

Источник
Источник

Водный мост Рингваарт Хаарлеммермеер (Нидерланды) был построен в 1961 году. Изначально он использовался в коммерческих, спортивных и развлекательных целях и пересекался с двумя путями автомобильной трассы А4. В 2006 году завершилась реконструкция сооружения. На восточной стороне расширили участки автотрассы. На западной стороне мост продлили и проложили под ним пути высокоскоростной железной дороги HSL-Zuid. Сегодня длина акведука составляет 1800 метров.

Понт дю Сарт

Источник. Автор
Источник. Автор

Мост находится в Бельгии и является частью Центрального канала. Он расположен неподалеку от города Хоуденг-Гоегни и проходит над автомобильной развязкой дорог №535 и №55. Бетонная конструкция установлена на 28 бетонных пилонах диаметром в 3 метра. Ширина канала составляет 46 метров, что позволяет судоходство кораблей разной грузоподъемности.

Велувемеер

Источник. Автор
Источник. Автор

Этот водный мост соединяет два искусственных озера, между которыми проходит автотрасса. Дорога соединяет материковую часть Нидерландов и самый большой в мире насыпной остров Флеволанд.

При разработке проекта перед инженерами стояла задача: создать такую конструкцию, которая обеспечивала бы непрерывное движение и наземного, и водного транспорта. Вместо обычного автомобильного моста инженеры предложили универсальный вариант. В 2002 году появилась уникальное сооружение. Верхняя часть имеет длину 19 метров и является водной эстакадой, по которой могут проходить небольшие суда. Под протокой проложен подземный туннель для автомобилей.

Есть такое чудо инженерной мысли и в России — это Московский судоходный мост. Он является частью канала имени Москвы, находится между шлюзами №7 и №8 и пересекает Волоколамское шоссе. Вначале под мостом сделали всего две полосы движения. Затем, в 1944 году, в тоннеле появились трамвайные линии. Но растущие транспортные потоки заставляли мостостроителей расширять конструкцию. В 1972 году под акведуком появился еще один тоннель, а в 2001 еще два: двух- и трехполосный.