Норма – это , когда за восемь часов работы механизатор на тракторе должен был обработать определенное количество гектар земли. Для разных тракторов и видов работ устанавливались свои нормы. Если трактор новый и полностью исправный, а поле ровное и большое, то за смену можно было и перевыполнить норму. Если сплошные перелески с оврагами и много солончаковых земель, которые с трудом обрабатываются, то и десять часов не хватит, чтобы уложиться в нормативы.
Но, чтобы заработать, механизаторы умудрились делать по полторы и две нормы, сами работали на износ и технику не жалели. Конечно, приходилось изворачиваться и хитрить. Там , где мог проехать ГАЗ -69 агронома и других проверяющих, пахали на совесть, без пропусков и на определенную глубину. Но в места, где точно проверки не будет, то могли позабыть спахать края поля, оставить «балалайки» на местах разворота, да и глубину уменьшали, те самым увеличивая скорость вспашки.
С дороги поле кажется идеально вспаханным и готовым к дальнейшей обработке. На бороновании, тем более, было больше возможностей «подхалтурить». Края полей заборанивались особо тщательно, а вот в центре большого поля достаточно было протащить бороны пару раз, чтобы только разбить большие комки от пахоты.
Перед посевом зерновых, обычно на поля вносили удобрения, теми же сеялками, так как удобрения , как известно всходов не дают, то определить где прошли сеялки, а где нет практически невозможно, то конечно же нормы легко перевыполняли.
Прибегая к таким хитростям, не жалели и трактора, выжимали из них все и после посевной или пахоты приходилось вставать на ремонт в МТМ. В мастерской пока мотористы перебирали двигатель, механизатор успевал отремонтировать ходовую , поменять фрикционные и тормозные ленты.
При наличии запчастей, трактор в мастерской можно было отремонтировать за одну неделю. Механизаторам хоть на гусеничном, колесном тракторе или комбайне, всегда приходилось проявлять смекалку , идти на маленькие хитрости, чтобы иметь более достойный заработок, ну и приходилось вкалывать, не считаясь со временем.