Тренды развития зообизнеса – 2019
У нас. Вопросы воспитания
Любовь к домашним животным начинается с детства. Поэтому и крупнейшие иностранные корпорации, и российские компании все активнее работают с подрастающим поколением. Бренд Purina реализует программу «Мы – твои друзья» для начальной школы. Программа, которая направлена на формирование у детей ответственного отношения к домашним питомцам, уже реализуется в 27 регионах. Сеть «Бетховен» проводит в магазинах детские мастер-классы, рассказывая о том, как правильно купать собак и кошек, как подготовить питомца к поездке и др. О проектах работы с детьми, которые реализует курская «Ветеринарная компания», рассказывалось в прошлом номере.
У них. Тайная жизнь домашних животных
Сеть зоомагазинов PetSmart, управляющая 1650 торговыми точками в США, Канаде и Пуэрто-Рико, развивает не только ритейл, но и активно осваивает другие сегменты бизнеса. Одно из интересных направлений – т.н. Doggie Day Camp - дневные лагеря для собак, работающие при магазинах компании. После проверки наличия необходимых прививок и степени социализации у собаки (на возможность общения с другими обителями лагеря) владелец может отдать своего питомца на весь день. Полная программа длится 8 часов. За это время питомцы под присмотром не только играют друг с другом, но и учатся новым навыкам у кинолога и вместе отдыхают.
У нас. Всё в одном
В ноябре в столичном ТРЦ открылся зоомагазин «Четыре Лапы» в новом формате. На площади более 750 кв. м. объединились зоомаркет с ассортиментом свыше 25 000 товаров, тренинг-клуб для питомцев и круглосуточный ветеринарный центр с современным оборудованием и стационаром.
У них. Будни в деревне
Британская группа Pets at Home (управляет 452 зоомагазинами и 439 ветеринарными кабинетами) решила превратить свои магазины в «деревни для домашних животных» (pet villages), объединяющие торговые площади, станции самообслуживания для мытья собак, площадки для сэлфи, места для проведения обучения уходу за питомцами, а также специальное пространство для встречи с представителем приюта для выбора будущего члена семьи. Частью «деревни» станут места для проведения различных мероприятий: от обучения азам груминга до курсов аджилити.
У нас. Без приставки «зоо»
2019-й год ознаменовался появлением специализированных товаров для животных в отечественных представительствах международных компаний, предлагающих одежду и товары для дома. Товары для кошек и собак вошли в ассортимент российских IKEA, впервые представившей коллекцию мебели для собак и кошек в октябре 2017 года (она продавалась только в США, Японии, Канаде, Франции и Португалии). В ассортименте российских магазинов теперь можно найти лежанки, когтеточки, сумки-переноски, миски и лотки. Одежду для собак теперь можно купить в сети H&M. Вещи представлены как в регулярной коллекции, так и в составе лимитированных серий, выпускаемых компанией родом из Стокгольма совместно с другими марками (например, в актуальной коллекции есть джемпер для собаки тонкой вязки Pringle of Scotland).
У них. Нашествие машин
Израильская NowPet открыла в Тель-Авиве первый магазин кормов без персонала. На площади в 40 кв.м. представлено 60 товаров, среди которых и корм, и поводки, и игрушки для животных. Покупатель заходит в магазин после идентификации по отпечатку пальца, этот же способ используется для открытия дверей шкафов в торговой точке. Умные полки, оборудованные камерами и весами, узнают, какой товар взял покупатель (и не решил ли он поставить товар обратно на полку).
У нас. Телеветеринария
Компания Mars запустила сервис онлайн-консультаций в мобильном приложении Petstory. Консультацию специалиста можно получить по видеосвязи, используя аудиочат, или в письменном виде. В приложении Petstory доступны консультации и специалистов узкого профиля: ветеринарных дерматологов, диетологов и зоопсихологов. К системе подключены врачи ветклиник из разных городов. Онлайн-ветеринарию развивает и Purina – на созданном совместно с Mail.ru портале можно получить бесплатную консультацию, среднее время ответа составляет 8 часов.
У них. Высокая кухня
В этом году американская Petco (объединяет 1500 зоомагазинов в США, Мексике и Пуэрто-Рико) организовала во флагманском магазине в Нью-Йорке открытую кухню по приготовлению питания для собак. Кухня открыта совместно с проектом JustFoodForDogs, который занимается созданием пищи для питомцев по аналогии с едой для их владельцев. Самые популярные блюда JustFoodForDogs - говядина с картофелем; курица с белым рисом; макароны с индейкой.
У нас. На дому
На дому владельцы животных хотят получать не только услуги ветеринаров и принимать корма, доставленные курьером. Продолжают развиваться и сервисы, связанные с выгулом собак и уходом за кошками на дому. Например, в этом году проект «Собака-гуляка» запустил сервис по уходу за котами «Цап-царап». Специалисты проекта готовы совершить кратковременный визит для кормления или даже переночевать вместе с котом клиента у него или у себя дома.
У них и у нас. Кот в мешке
Большое количество иностранных ритейлеров предлагает услуги по доставке товаров для животных по подписке. Это позволяет владельцам забыть о походе в магазине, заранее определив состав и периодичность доставки. Еще одно направление подписки – готовые «коробочки» с неизвестным составом. Покупатель доверяет ритейлеру и получает коробку-сюрприз с пробниками новых кормов и товаров. В России тоже есть проекты, связанные с «коробочками», например, проект ZooBro. Но его создатели отказались от доставки по подписке и сразу обнародовали состав бокса (игрушки и лакомства).
У нас. Коллаборации
В конце года стало известно о нескольких интересных совместных проектах на российском рынке зоотоваров. Компания «Бетховен» совместно с сетью «Доктор Столетов» запустила уникальный для российского специализированного ритейла проект: продажу ветеринарных препаратов в аптеках. В рамках пилотного проекта отделы ветеринарных препаратов «Бетховен» открылись только в двух аптеках. В ветотделах представлены более 300 препаратов и средств гигиены.
В начале декабря «Вкусвилл» и основной владелец сети «Ле’Муррр» Алексей Иващенков зарегистрировали ООО «Лемуррр-ВВ» для совместного развития сети зоомагазинов. Первый объект площадью 50 квадратных метров откроется в центре Москвы до конца 2019 года.