Найти тему
Метаморфозы

Сколько денег нужно для счастья?

Оглавление

Посмотрел на днях документальный фильм The Simplicity of Happiness (Простота счастья). Для тех, кто знает английский — очень рекомендую, всего 10 минут.

Для тех, кто не знает, ниже краткий пересказ.

История Рамона Тенгкано 

Рамон Тенгкано (Ramon Tengkano) в возрасте 28 лет заключил пари с человеком, который ему сильно не нравился — кто из них быстрее заработает миллион долларов. Дело происходило в Индонезии, где заработать миллион долларов не так просто — впрочем, и в более благополучных странах это тоже не так просто. 

Через несколько лет Рамон заработал свой миллион — и позвонил сопернику. Тот не только не заработал миллион —  у него в целом дела шли не очень хорошо. Рамон торжествовал победу.

Дальше — больше. Скоро Рамон уже мультимиллионер, у него 15 автомобилей, 3 Харлея, несколько домов. Он может купить себе все, что хочет. Бизнес он ведет жестко. 

Тут происходит событие, которое меняет всю жизнь Рамона. Рамон дал в долг одному старику (мелкому бизнесмену) 5 тысяч долларов. В оговоренный срок старик деньги не вернул. Он просил неделю отсрочки. Рамон дал неделю. Потом еще одну неделю.

Когда Рамон не получил деньги в очередной раз. он разозлился. Деньги для него были копеечные, но это уже был вопрос не денег. Как он говорит, “эго бросилось ему в лицо”. С местным вышибалой он пришел в офис старика и разнес офис в пух и прах. Старик дрожал и нервно курил. 

На следующий день Рамон узнал, что старик умер от сердечного приступа…

В фильме видно, как он плачет, когда вспоминает, каким он был и как относился к людям и своей семье в тот период.

Эта смерть перевернула жизнь Рамона. Он спросил себя — кем же Я стал? Он решил кардинально изменить свою жизнь, и посвятить ее помощи другим. Рамон продал автомобили и мотоциклы, и уехал жить с семьей в деревню в Индонезии. Как пример, он улучшил ирригационные системы в деревне и построил медицинскую клинику. Он помог бездомному мальчику найти свою мать.

И еще — Рамон стал (христианским) проповедником; он проводит семинары в Индонезии, у него есть канал спутникового телевидения. Девиз Рамона — деньги не дают счастье. Нужно жить проще. Счастье — в простоте. И в помощи другим. 

“В мире так много страдания из-за людского эгоизма. Каждый думает о себе. Ключ — в бескорыстии (selflessness).” (Рамон Тангкано, из фильма)

Как он говорит в видео, для счастья нужно “опустошить себя” (to empty ourselves).

Рамон Тенгкано и Лев Толстой

-2

Идеи Рамона, конечно, не новы. Сразу приходит на память Лев Толстой и его философия “опрощения”. Путь Льва Толстого начался с мыслей о бессмысленности погони за славой и наживой.

«Ну, хорошо, у тебя будет 6000 десятин в Самарской губернии — 300 голов лошадей, а потом?»
 «Ну, хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире, — ну и что ж!».
(Лев Толстой “Исповедь”)

Лев Толстой стал основателем целого движения, которое получило название “толстовство”. Помимо опрощения Толстой также активно участвовал в помощи нуждающимся — например, в голодные 1891-1892 гг в Рязанской губернии им было открыто 187 столовых, где кормилось 10 тысяч человек.

Интересно отношение Толстого на старости лет к шедеврам, которые он сочинил в расцвете сил.

«Люди любят меня за те пустяки — „Война и мир“ и т. п., которые им кажутся очень важными… Но эти пустяки привлекают внимание к моим серьёзным вещам” (Лев Толстой “Дневник”)

Лев Толстой также старался упростить свой быт. Так, он предложил жене отдать все ненужное — фортепьяно, мебель, экипажи, а также максимально сократить расходы семьи. Поскольку поддержки своим намерениям у жены он не нашел, то он передал ей все права на недвижимость, не желая быть собственником. Следует заметить, что у них было 8 детей (выживших, всего родилось 13), так что жена Толстого вела, по ее словам, “войну за обеспечение своих детей”.

В простоте ли счастье?

Масса комментариев к видео на youtube и статьи на тему, по сути, крутятся вокруг старой русской пословицы “не в деньгах счастье”.

Например, в интересной статье о счастье бывший шеф полиции Джон Уэйсс (John P. Weiss) пишет, что среди богатых людей счастья ничуть не больше, чем среди небогатых.

Это подтверждается исследованиями с небольшим уточнением, что уровень удовлетворенности жизнью перестает расти пропорционально росту доходов, как только доходы достигают уровня нижнего среднего класса. Иным словами, небогатые действительно так же счастливы как и богатые, но совсем бедные — нет. Все таки для счастья некоторое количество денег нужно.

Говоря о том, почему мы все так хотим стать богатыми, Уэйсс пишет, что одни стремятся к этому из-за тщеславия (гордыня), других толкает желание выиграть любой ценой (конкуренция, зависть), а для третьи надеются, что деньги помогут им чувствовать себя безопаснее (страх). 

Все то верно. Но все-таки — действительно ли путь к счастью в помощи другим и опрощении?

Проблема волонтерства

-3

Если помощь другим действительно делает людей счастливее, то почему же волонтерство не приносит людям счастья?

А оно точно не приносит; исследования показывают, что волонтеры (люди — добровольно и бесплатно ухаживающие за больными, инвалидами, умирающими в хосписах или животными) не более счастливы, чем обычные люди. 

Безусловно, есть отдельные люди, для которых это неверно, но я говорю про статистику. 

Большинство волонтеров — люди идейные и живут просто. Так что они соблюдают обе части учения Рамона Тенгкано — Льва Толстого. 

Две стороны монеты счастья

— Лев Толстой, — сказал Коля дрожащим голосом, — тоже не ел мяса….
— А когда он писал «Войну и мир», он ел мясо! Ел, ел, ел! И когда «Анну Каренину» писал — лопал! лопал! лопал!
— А когда «Крейцерову сонату» писал — тогда тоже лопал? — ядовито спросил Коля.
— «Крейцерова соната» маленькая. Попробовал бы он написать «Войну и мир», сидя на вегетарианских сосисках?
(Илья Ильф и Евгений Петров “12 стульев”)

Проповедники опрощения и помощи другим не замечают одной вещи.

Лев Толстой — до того как он стал “первым толстовцем” — сначала стал всемирно известным писателем. Его книгами зачитывалась вся Россия.

Роман Тонгкано сначала стал мультимиллионером. 

Они оба добились успеха. Потом оба они дошли до этапа своего развития, когда они решили отказаться от плодов успеха. От денег, например. Но успех остался с ними. 

У каждого — своя мера успеха. Деньги не обязательно являются критерием. Моцарт был бедным, практически нищим, его даже похоронили в общей могиле. Но он стал гениальным музыкантом, то есть добился успеха. Эйнштейн, безусловно, нищим не был, но и к богатству он не стремился. 

Полагаю, что и Моцарт и Эйнштейн отказались бы от денег, если бы встал выбор — деньги или музыка (наука). Для них успех заключался не в деньгах. Хотя деньги для них были тоже важны, Моцарт бОльшую часть своей жизни старался их заработать как можно больше.

А вот большинство волонтеров в современном мире — это беглецы от жизни. Они ничего не добились, их волонтерство — это бегство от жизни. Звучит неполиткорректно, но честно.

Тоже самое можно сказать о тех, кто уходит в монастыри, ударяется в йогу, идет по пути аскетизма. Разные проявления бегства от жизни. Но социально более приемлемые, чем алкоголизм (который также обычно является бегством от жизни).

Есть, конечно, исключения. Отдельные исключительные люди, которым не нужно добиваться успеха в нашем мирском понимании этого смысла. Возможно, они добились его в прошлых жизнях. Индийский святой Рамана Махарши — один пример, христианский святой Франциск Ассизский — другой. Таких было много в истории человечества, но все же — это капли в море. Их уровень развития был очень высок, они отказались от мирских успехов, но такой отказ не был бегством от жизни. Для них мирские успехи были неинтересны, они их переросли, как взрослым уже неинтересно играть в песочницу.

И даже у таких гигантов, как Франциск Ассизский еще сохранялась какая-то потребность в видимом успехе. Не случайно он проделал большой путь до войска крестоносцев в Палестине, и пытался уговорить мусульманского султана перейти в христианскую веру. Потребность в жертвенности — это тоже отчасти потребность в видимом успехе.

Главное. Для большинства из ныне живущих счастье невозможно без того, чтобы добиться успеха. Сначала добиться успеха. Это первая сторона монеты. Отказ от плодов успеха и уменьшение потребностей (опрощение) — это вторая сторона монеты, и без первой для большинства она не даст ничего. Этого не понимают многие апологеты опрощения и отказа.

Вышеприведенный пример с Моцартом и Эйнштейном не должен смущать. Не каждому дано стать гениальным ученым или великим композитором. Но каждый может достичь требуемой для него лично степени успеха. Как в профессиональной сфере, так и в личной. Человек может быть врачом, инженером, социальным работником, воспитателем, крестьянином. Если ему нравится то, что он делает, и если он достигает все новых граней совершенства на том пути, который он выбрал — это будет его музыка, музыка его Души.

Нужно ли отказываться от плодов успеха?

-4
— Добейся чего-нибудь в жизни и откажись от этого.
— Начинать с асоциальности?
— Асоциальны те, кто не любил и не может ничего добиться. Беглецы от общества. Какое мужество у беглеца?
— Нужно сделать карьеру, добиться признания?
— Не обязательно. Но чтобы твердо знать, что ты — не беглец от общества, желательно.
— Но потом практически невозможно отказаться.
— Еще невозможнее, чем ты думаешь. Нужно отказаться еще и от себя, добившегося успеха.
— Как же жить, отказавшись от себя?
— Не от себя, а от надувшегося от успехов. Только тогда ты и будешь сам, истинный.
(Владимир Серкин “Хохот Шамана”)

Лев Толстой перед тем, как создать свою философию, прошел период исканий. Этот период исканий у него начался уже после того, как он стал знаменитым — после того, как он добился успеха. Он ходил к старцам в Оптину Пустынь, общался со старообрядцами, читал богословские трактаты, выучил древнегреческий и древнееврейский языки и многое другое. Можно сказать, что он выстрадал и выносил свое учение, свои взгляды на жизнь. Результатом, как уже было сказано, стала его философия опрощения и помощи другим.

Большинство его последователей не прошли этот период исканий — они просто приняли готовый рецепт из рук “авторитета”.

С другой стороны, есть многие люди, которые достигли успеха, и которые совсем не хотят отказываться от его плодов. Американский президент Дональд Трамп — хороший пример. Немецкий композитор 19 века Рихард Вагнер — другой хороший пример.

Нет и не существует одного ответа для всех на вопрос — что делать. Все зависит от уровня развития сознания, которого достигла личность. 

Для одного правильным ответом будет отказаться от плодов успеха. Для такого человека неотказ будет большой ошибкой, скорее всего рожденный страхом. Страхом перед общественным мнением, страхом перед возможностью неудачи и т.д. 

Для другого человека, наоборот, ошибкой будет отказаться. Если он откажется от плодов успеха, то такой отказ будет не рожден внутри, а вызван умственными отвлеченными идеалами, желанием следовать чужим путем, соответствовать чужим смыслам. 

И в том, и в другом случае ошибки приведут к тому, что люди будут проживать не свою жизнь, а чью-то другую. Это даст видимость счастья, но не само счастье.

“Лучше плохо прожить свою жизнь, чем хорошо — чужую.” 
(Индийская мудрость)

Ответ на вопрос — что делать? — всегда лежит внутри нас. Этот ответ определяется теми смыслами, которые наше сверхсознание (Высшее Я, Душа) хочет получить от жизни на данном этапе нашего развития.

Когда в цитате выше Шаман предлагает отказаться от успеха, — это не общий абстрактный совет. Это совет, который он дает автору (Владимиру Серкину) — вполне конкретному человеку, которого Шаман видит перед собой. Значит, Шаман решил, что автор готов, что для него такое поведение будет его смыслом жизни. Другому человеку Шаман, возможно, и не говорил бы про отказ от успеха.

В обсуждаемой ранее статье Джон Уэйсс приводит 2 интересные цитаты. Одна из них суфийская мудрость.

“Вы никогда не сможете получить достаточно того, что вам в действительности не нужно.”

Другая — слова известного американского актера Джима Кэрри

“Я думаю, что каждому следует стать богатым и знаменитым и делать все, о чем они когда-либо мечтали, чтобы убедиться, что это не ответ” 

Я согласен с обеими цитатами, но вкладываю в них несколько другой смысл, чем Уэйсс (он вкладывает смысл “живите проще” по Толстому-Тонгкано). 

Рядовому человеку невозможно понять, нужно ему это или не нужно, пока он это не попробует. И да — самый лучший вариант, когда ему удастся стать богатым и знаменитым. Или добиться любого другого успеха, который лично для него будет успехом, и будет составлять смысл жизни. Тогда на основании СВОЕГО (а не чужого) опыта он поймет, нужно ли ему это или не нужно.

Это совсем другое дело, чем просто принять чужую мудрость как свою. Без необходимого опыта и без требуемого вложения сил. 

И тогда — и только тогда — открывается возможность двинуться дальше. К новым горизонтам успеха, поскольку с развитием сознания меняются понятия о том, что является успехом. Что казалось успехом вчера, сегодня уже успехом не кажется. То, что кажется успехом сегодня, не будет казаться успехом завтра.

И вот тогда может возникнуть совершенно естественная потребность отказаться от плодов успеха. И от чувства прошлого успеха. 

Это будет естественный отказ, без насилия над собой. Как большинству из нас уже не требуется играть в песочнице. и мы можем отказаться от этого без всяких усилий. Только в отличие от песочницы, наши новые смыслы могут входить в противоречие со смыслами общества (или, по крайней мере, существенной его части) — поэтому усилия все-таки будут нужны.

Усилия, чтобы прожить свою жизнь. И достичь своего успеха.

ОРИГИНАЛ СТАТЬИ НАХОДИТСЯ ТУТ