В 2012 году президент России подписал знаменитые майские указы, направленные на повышение зарплат в бюджетной сфере. Сегодня перевыполнены они в отношении педагогов общеобразовательных учреждений, преподавателей вузов, работников учреждений культуры и научных сотрудников. Уровень зарплат последних, как сообщают интернет-источники, и вовсе достиг 264% от средних по России.
Прорыв в выполнении указов власти случился перед президентскими выборами 2018 г. В это время зарплаты у многих работников в «майских» категориях выросли в несколько раз.
В университете, в котором я работаю, зарплаты тоже увеличились. До этого ассистент получал 12000 рублей. Преподаватель имел зарплату в 16000 рублей. В конце 2017 года выплаты стали в два раза больше.
Но радость была не долгой! Вместе с повышением зарплаты увеличился и объём педагогической работы. Учебная работа стала рассчитываться в астрономических часах. Нагрузка из 900 академических часов резко стала рассчитываться в астрономических. Поэтому работать пришлось больше. Арифметика здесь проста. Один академический час равен 45 минутам. Астрономический - 60. При переходе от академического расчёта к астрономическому необходимо больше работать каждый час на 15 минут. Умножаем 15 на 900 получаем 13500 минут. На столько педагоги стали работать больше. В часах это 225, т. е. преподаватель стал работать в год на это количество часов больше. До этого все переработки оплачивались дополнительно.
А далее вывод следующий. Увеличенный на 25% объём работы стал оплачиваться больше. Сложно сказать, повышена ли в этой ситуации зарплата.
Но есть и ещё один момент, направленный против педагогов вузов. Академические часы просто перевели в астрономические. А по другим направлениям пошли иным путем. На руководство выпускной квалификационной работы бакалавра выделялось 20 академических часов. Их не перевели в астрономические, а пересчитали. В новых условиях на руководство ВКР выделяется уже 13,5 астрономических часов. На руководство выпускными квалификационными работами магистра выделялось 30 академических часов. А теперь эта цифра равна 22,5 астрономическим часам. Курсовыми работами теперь приходится руководить за 1,125 астрономических часа.
А теперь ещё более интересные примеры. Была учебная дисциплина 2 зачётные единицы, 72 академических часа. Она тоже не была просто переведена в астрономическое исчисление. Здесь был проведён какой-то хитрый перерасчёт. В результате объём учебной дисциплины из 72 академических часов превратился в 26,96 астрономических часов.
Что получаем дальше?
Если раньше для того чтобы получить нагрузку в 900 академических часов, нужно было вести 10 учебных дисциплин и руководить 10 выпускными квалификационными работами. Ситуация довольно комфортная. В каждом семестре педагог ведёт 5 дисциплин. После перехода на астрономические часы ситуация стала работать против педагогов.
Снова считаем. Для того чтобы набрать учебную нагрузку 900 астрономических часов необходимо работать намного больше. Опишем ситуацию через учебные дисциплины объёмом 2 зачётные единицы. В новых условиях - это 26,96 астрономических часов. Будем описывать самый распространённый вариант, когда преподаватель работает в аудитории и руководит 10 выпускными квалификационными работами. Из 900 астрономических часов отнимаем 135. Педагогу необходимо отработать в аудитории 765 часов. Снова астрономических. Делим эту цифру на 26,96 получаем 28,37. А вот, как говорят, почувствуйте разницу! Вместо 10 учебных дисциплин вам необходимо реализовать почти 30. С этой точки зрения вам приходится работать в три раза больше. В семестре было 5 дисциплин. Стало четырнадцать. Разница почти в три раза.
Таким образом, майские указы президента привели к тому, что педагогу приходится работать в аудитории в три раза больше. Поэтому эти указы стали работать против преподавателей. Очередная ситуация, которая относится к категории "хотели, как лучше, получилось, как всегда!"