Какие практики вы используете для повышения осознанности?
Как вы знаете, в классическом буддизме можно встретить множество заявлений о том, что даже одного мгновения опыта высших состояний достаточно для того, чтобы искоренить карму, которую вы создавали в течение долгого времени…
Джон Лилли повторил эту мысль в книге «Центр циклона», доказав, что пребывание в состоянии «сияния» (glowing) во время своего психоделического путешествия, попросту высвободило и очистило многое в его жизни.
В человеческом развитии мы точно знаем, что некоторые важные вещи необратимы: с возрастом мы растём, научаемся языку, а раз научившись языку, мы не можем отнять у себя это знание. Мы не можем говорить хуже: с возрастом мы научаемся всё лучше и лучше говорить (обычно, в нормальном ходе развития). Если мы научились ездить на велосипеде, мы никогда уже не разучимся: даже двадцать лет спустя после последней велосипедной поездки мы садимся на велосипед и спокойно едем.
Так что есть необратимые процессы. Быть может, сходное может быть справедливо для пиковых переживаний? Когда после некоторых пиковых переживаний вы устанавливаете реальную связь с очень важными вещами в нашей действительной жизни, это приводит к необратимому изменению.
Ответ Кена Уилбера:
— Да. Действительно так и происходит. То, что мы обсуждаем сейчас, является вопросом степеней выраженности. Ведь почти все, большинство людей, переживали когда-либо хотя бы намёк на предельное сознание единства, независимо от того, слушали ли они в тот момент музыку, или смотрели на закат, или занимались любовью, или просто гуляли на природе. И внезапно происходит: бам, чувство обособленного «я» исчезает, и они суть всё. Это и есть их «Я». И они: «Ураа! Я это знал! Я знал! Вот он — мой дом! Это и есть оно! Это моё Я, мой Бог!» Это необычайный опыт.
И затем, как правило, сила этого опыта угасает. И тогда они задаются вопросом: «Как же я это сделал?» Именно поэтому традиции и разработали продолжительные практики, чтобы, даже если мы и испытали в какой-то момент пиковое переживание предельного состояния, [можно было развивать свою реализацию, или доступ к этому состоянию, — прим. пер.] — и многие традиции, такие как дзогчен и махамудра, в действительности осуществляют передачу краткого переживания предельного состояния студенту с самого начала…
Из интервью В. Майкова с Кеном Уилбером