Друзья! Горячий привет! На днях главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов разразился целой лекцией. Традиционно полил помоями родную страну, притворяясь беспристрастным историком. И даже как-то спорить с цифрами не хочется. Сказано и показано уже настоящими учёными много раз. Захотелось, чтобы высек его простыми человеческими историями наш прославленный бронетанковый маршал. Речь пойдёт о Михаиле Катукове, первом танкисте, остановившем бронированные армады Гудериана.
Тезисы Венедиктова просты как мычание. Сталин и Гитлер одинаково виновны в поджигании мировой Бойни. Причём Гитлер еще и обманул дурачка Сталина с известным пактом 1939-го года.
Мол, Союз был намного сильнее вермахта. Да и вообще, как поведал всем писатель Резун, Советы спать не могли как хотели сами первыми напасть на Германию. Потому и собирали на границах гигантские дивизии техники. Потому и проспали двадцать второе июня. Для тех, кто подзабыл, это тот самый беглый разведчик, что продал нашу Родину и пишет пасквили на СССР, прикрываясь именем нашего легендарного полководца Суворова.
А потому, по мысли Венедиктова, пакт был исключительно выгоден Гитлеру. На обложке своего псевдо-исторического журнальчика Дилетант он даже тиснул карикатурку с фюрером, ведущим Сталина под венец в свадебном платье. Чтобы, значится, после употребить со всей германской настойчивостью. Мне лично, мерзко, Вам нет?
Правда, как обычно, даже не близко. СССР не успевал к Войне, выстроить после разрухи Первой Мировой и Гражданской мощное хозяйство просто не было времени. Не хватало буквально пары лет. Вот зачем был нужен тот самый пакт! Оттянуть мировую Бойню хоть на год, хоть на полгода.
Действительно, когда к 1943-му году вовсю развернулась наша оборонная промышленность - кости нацистского зверя затрещали и стали ломаться одна за другой. Хлынули на фронт могучим потоком лучшие в мире самолёты, танки, Грабинские пушки и гвардейские миномёты Катюша.
Но в 1941-м ничего этого не было. Фронт задыхался без новой техники. На заводах горели планы. Отбивались как могли, героически отбивались. Не бежали массово сдаваться фашистам из ненависти к Сталину, как пытаются уверить нас дилетантские историки. Стояли до последнего. Слово Катукову.
История первая. "Водка с девочками".
Для Катукова Война началась уже в июне 1941-го. Едва выбравшись из госпиталя, так и не долечившись, он прибывает в двадцатую танковую дивизию. Знаете из чего состояла танковая дивизия? Из новых тридцатьчетвёрок и танков Клим Ворошилов. На бумаге.
А на самом деле, эти танки еще собирались в заводских цехах. В бой нужно было идти на легких танках серии БТ. По сути, скорее броневиках, чем настоящих танках.
Да и те были собраны по учебным ротам. В не самом лучшем состоянии, с выработанными моторесурсами. Тридцать три броневика и воюй как хочешь! А деваться некуда, враг вот он.
А артполку ни одной противотанковой пушки, только дальнобойные гаубицы. Для борьбы с танками вовсе не пригодные. Инженеры ждали получения понтонных мостов, но и их не было. У радистов опять же учебные станции из военных училищ. Дивизия только собиралась на живую.
В первом же бою фашисты сожгли все тридцать три машины Катукова. Слишком разным был класс техники. Но отчего-то никто технику не бросил, не бежал, не предал Родину.
Кстати о дезертирах и генералах, что так любили отсиживаться в тылу с водкой и девочками. По крайней мере, так нам регулярно сообщает журналистка Латынина. Вот сухие и скорбные строки от генерала Катукова.
Командующий Юго-Западным фронтом генерал Кирпонос - убит. Начштаба генерал Тупиков - убит. Комиссар дивизии Рыков - тяжело ранен и в плену. Запытан фашистами. Командарм пятой армии генерал Потапов - тяжело ранен, пленён, отказался сотрудничать и уехал в лагерь до самой Победы. Такая вот у наших генералов была "водка с девочками".
История вторая. Военные хитрости.
Первые дни Войны брали немца только хитростью. Эпоха массированных танковых ударов Сталина наступит позднее. Катуков вспоминал как приходилось дурить немца в боях лета 1941-го.
Артиллеристы дивизии каждый вечер рисовали план на следующий день. Пришлось превратиться в кочевников. Каждое орудие за день могло сменить до десятка позиций. Фашистам казалось, что у нас много артиллерии, на деле же - надувательство.
Тридцатьчетвёрки Катукову в первые дни пришлось делать самому. Взяли десяток грузовиков, обвесили фанерой, изготовили фальшивые орудия, покрасили. И расставили в земляных укрытиях на самых сложных участках.
Фашисты, обнаружив новые танки принимались лупить по ним. И обычно нарывались на засаду из наших орудий. Подставлялись мало защищенным боком под огонь.
Вообще тактика засад себя оправдала очень хорошо. Катуков позднее выстраивал настоящие ложные эшелоны. Когда фальшивые позиции с пулемётами, танками, пушками, чередовались вполне настоящими засадами. Горели танки Гудериана в таких засадах за милую душу.
История третья. Евросоюз Гитлера.
Может и правда возникнуть странное впечатление. Как это наша Красная Армия оказалась настолько неготовой к Войне. Налицо просчёты Сталина, никак иначе. Или нет?
Катуков и на это даёт вполне чёткий ответ в своих мемуарах. На нас обрушилась самая могучая армия мира. Армия, которую ковала не только вся Европа, но и США с Британией.
Да-да, те самые США, что на бумаге осуждали Гитлера. При этом не стеснялись строить в Германии нефтяные, автомобильные и военные заводы. Щедро снабжали вплоть до конца Войны немцев деньгами и товарами.
Очень большой вопрос не ударили бы по нам в 1939-м году Британия, Франция и США. По нам, не по Гитлеру, поведи Сталин свою политику чуть иначе. В конце концов, всего за двадцать лет до этого и английский, и американский солдат топтали русскую землю во время интервенции.
Катуков вспоминал, что после очередного танкового боя прошёлся по выжженному полю боя. Против нас гитлеровцы выпустили массово свои танки второй, третьей и четвертой серии. Но не только.
Бок о бок с германскими танками стояли, например, танки из Чехословакии. Случилось мне побывать в музее Шкоды в Млада Болеславе. На почётном месте фотография директора завода, радостно пожимающего руку одному очень знакомому господину.
Дело в том, что директор только что вручил ему роскошный лимузин Шкоду Суперб. Красивая машина середины тридцатых, чем-то неуловимо напоминающая царскую карету. Лицо господина знакомо не случайно - партийный псевдоним его Гитлер. Фото висит до сих пор. Чехи гордятся.
Были на поле Катукова и боевые машинки родом из Ля белле Франс. От фирмы Рено, что владеет ныне Автовазом. И от фирмц Шнейдер-Крезо.
Оказались там и польские танки Карден-Ллойда. Ну как польские, стоила те заводы Британия. Строила, чтобы эти танки воевали с Советским Союзом, надо думать.
Потому и не хватало техники конкретной дивизии Катукова. Слишком много нужно было оружия, чтобы остановить армии всего мира, набросившиеся на молодой Советский Союз. Где-то хватало, где-то приходилось обходиться героизмом, смекалкой, хитростью.
Простые у Катукова истории. Бесхитростные. Только секут они по сказкам Венедиктова получше трудов иных историков. Потому что Катуков танки Гудериана остановил. И погнал обратно на Запад.
Вот про это бы рассказал господин Венедиктов в своей лекции. А не очередные басни про дурачка Сталина, так наивно поверившего Гитлеру. Сталин, кстати, эту Войну выиграл. В отличие от. Смог бы её выиграть господин Венедиктов? Отчего-то сомневаюсь.