Этот блог посвящен одежде литературных персонажей, и сегодня вспомним, в чем собиралась пойти на каток Варя, одна из главных героинь романа Анатолия Рыбакова "Дети Арбата".
Сперва смотрим цитату. Разговор двух девочек происходит в январе-феврале 1934 года; Варя 1917 года рождения, Зоя ее ровесница, им по 16-17 лет.
"Зоя явилась в белой шапочке и длинных шароварах под юбкой, угреватая - цветок помойки, как называла ее Нина.
- Зачем ты надела белую? - спросила Варя, разглядывая Зоину шапочку. - Ведь договорились.
- На красной резинка лопнула. Надень ты красную, она тебе идет.
- К белому свитеру надеть красную шапочку?! Ты наденешь мою красную, а я белую".
Прежде чем перейти к теме сочетания белого свитера с красной шапочкой, поговорим о шароварах под юбкой. С одной стороны, вид получается и правда немного "цветочно-помоечный". Но не будем забывать о том, что до изобретения колготок из термобифлекса телесного цвета, в которых сейчас тренируются фигуристы, любителям фигурного катания тоже не хотелось мёрзнуть.
В начале 1930-х годов, а точнее в 1932 году, на льду впервые появилась короткая юбка. Дело было так. Соня Хени, обладательница золотой медали в женском одиночном катании предыдущих Олимпийских игр, решила выступать в более короткой юбке, чем это было принято на тот момент, чтобы как следует продемонстрировать все подготовленные элементы программы. Если внимательно смотреть на фотографии Сони, то под короткой юбкой мы увидим теплые панталоны.
В 1932 году Хени вновь одержала победу. Советские любительницы катков и катания, скорее всего, были в курсе, в чем примерно катается "железная бабочка", как окрестили Соню журналисты.
Были, конечно, у Сони Хени соперницы! Англичанка Сесилия Колледж, на 8 лет младше Сони, завоевала "серебро" на Олимпийских играх 1936 года (ставшими для самой Сони последними; далее она ушла в профессиональный балет на льду и плотно занялась своей актерской карьерой). Колледж - почти ровесница наших героинь. И есть фотографии ее тренировок, где она одета совсем не так, как на соревнованиях.
И хотя тут юбка еще короче, чем у Сони, на этом фото нас, конечно, интересуют свитера и шапочки! Девочка слева носит спортивную шапочку (заметьте, не белую) и белый свитер. Может быть, это просто одна из учениц местной школы фигурного катания? Она одета не так нарядно. А вот у Сесилии костюм продуман: брошь, пояс, короткое тонкое ожерелье. Она, кстати, и тренировалась тоже не абы в чем.
В 1930-х шапочки остаются чуть ли не обязательной частью костюма фигуристок. Во-первых, так теплее. Во-вторых, я не уверена, но, возможно, этого требовал регламент. В-третьих, та же Соня Хени не расстается с этим предметом гардероба, даже когда выходит на соревнования в очень красивых костюмах.
Вернемся в Москву. Обилие белых свитеров и шапочек в тон (и не в тон) запечатлено на картине 1929 года:
Кстати, если верить картине, москвички тоже больше катались в теплых панталонах под юбками (как Соня Хени), а не в длинных шароварах. Возможно, и Зоя была именно в таких? А в длинных катались только совсем маленькие девочки?
Подписывайтесь на мой канал "Мода в книгах".
О косметике и уходе за собой в начале 1930-х на примере текста романа "Дети Арбата" я писала здесь.