Найти в Дзене
Cars Movement

Транспорт Великой Отечественной. ГАЗ-55 - автосанитарный грузовик (1938-1950).

Издавна Горьковский автомобильный завод ( а если точнее то с 1930-ых годов) выпускал массово полуторные грузовики ГАЗ-ММ (она же и есть знаменитая "полуторка"). На её базе возникали новые проекты, и на готовое шасси внедряли различные варианты кузовов. Не могло обойтись и без санитарного автомобиля. Для этого грузовики тех лет были самые подходящие, габаритные размеры их были не очень большими, собственная масса также относительно скромная, да и грузоподъёмность в 1,5 тонны также кажется не особо значительной. Но удобство в том, что на грузовик вполне можно установить кузов вагонного типа. Так и произошло здесь с ГАЗ-55. Причём появлением своим этот грузовик обязан и армии. Потому как на середину 1930-ых годов в войсках был простейший вывоз раненых с поля боя на открытых грузовиках ГАЗ-АА и ЗИС-6. Это никак не удовлетворяло, да и имело под собой много сложностей. Поэтому и решено было разработать специализированный автомобиль на уже имеющихся шасси. Правда в случае с ГАЗ-55 всё-таки бы

Издавна Горьковский автомобильный завод ( а если точнее то с 1930-ых годов) выпускал массово полуторные грузовики ГАЗ-ММ (она же и есть знаменитая "полуторка"). На её базе возникали новые проекты, и на готовое шасси внедряли различные варианты кузовов. Не могло обойтись и без санитарного автомобиля. Для этого грузовики тех лет были самые подходящие, габаритные размеры их были не очень большими, собственная масса также относительно скромная, да и грузоподъёмность в 1,5 тонны также кажется не особо значительной. Но удобство в том, что на грузовик вполне можно установить кузов вагонного типа. Так и произошло здесь с ГАЗ-55. Причём появлением своим этот грузовик обязан и армии. Потому как на середину 1930-ых годов в войсках был простейший вывоз раненых с поля боя на открытых грузовиках ГАЗ-АА и ЗИС-6. Это никак не удовлетворяло, да и имело под собой много сложностей. Поэтому и решено было разработать специализированный автомобиль на уже имеющихся шасси. Правда в случае с ГАЗ-55 всё-таки были и конструктивные доработки. Далее о них, и не только.

Грузовик получил более длинные и мягкие рессоры (с меньшей толщиной металла), кроме того сзади установили аж четыре гидравлических амортизатора. Это повысило плавность хода на неровностях, что важно в случае перевозки раненых и тяжелораненых бойцов (подумали о людях, без всякого сомнения). Кузов грузовика позволял разместить внутри четырех человек и транспортировать их в лежачем положении (на носилках). Но вот это решение с рессорами и амортизаторами в 1940-ые годы уже сошло на нет, поскольку были проблемы с поставкой комплектующих, использовали уже готовое "газоновское" шасси "без купюр" (то есть модернизации). Но к технической части. Габаритные размеры ГАЗ-55: Колёсная база грузовика - 3 340 мм, ширина передней колеи - 1 400 мм, задней - 1 600 мм. Высота кабины (в самой её наивысшей точке) - 2 300 мм. Общая длина машины составляла 5 400 мм. Основа конструкции - это лонжеронная рама. Кузов выполнялся по типу многослойности. Фанера, обшитая листовой сталью. Кабина водителя была отделена перегородкой. Санитарный отсек занимал наибольшую площадь и мог вмещать в себя трёх раненых бойцов в лежачем положении. Такой просторный салон требовал обогрева. Поэтому была применена система нагревания воздуха с помощью выхлопных коллекторов, а калориферы были размещены по бокам санитарного отсека под лавками. В летний период калориферы заглушались, и для проветривания салона применялась вентиляционная система, состоящая из трёх вентиляторов, которые вытягивали и затягивали воздух снаружи машины (устанавливались на крыше). Задняя часть была с глухими проёмами, но пара из них по середине имела остекление. Изображения красных крестов могли как наноситься, так и нет.

Двигатель ГАЗ-55 не претерпел изменений. Конструктивно никак не отличается. Это всё тот-же четырёхцилиндровый, четырёхтактный, карбюраторный мотор, объёмом 3,3 литра (3,28). Мощность скромная - 50 л.с. Но учитывая небольшой общий вес грузовика, можно сделать вывод, что с натяжкой такого двигателя хватало. Да и служил грузовик не для быстрого перемещения. Максимальная скорость составляла 70 км/ч. Расположение топливного бака было также непривычно, с сегодняшней точки зрения на разного рода коммерческий транспорт, грузовики и прочее. В чём дело? Топливный бак разместили справа у переднего пассажира, в том месте, где располагается приборная панель. Таким образом бак "повис" над двигателем и подача топлива осуществлялась самотёком. В принципе подобное техническое решение уже применяли в серийных ГАЗ. Коробка передач простейшая механическая, четырёхступенчатая. Тормозная система была механическая на все колёса, с тросовым приводом (именно так вначале и задумывалось). последствие с машиной произошли некоторые трансформации, связанные с производственной экономией. Так, тормоза в период войны на ГАЗ-55 ставили только одноконтурные, на задние колёса. Да, про колёса. Они все являлись взаимозаменяемыми, задние были двухскатные. Размерность конечно не ахти какая 6,5. На фото (сверху) также присутствует запасное колесо. Оно действительно так крепилось, как показано на фото. Ходит множество споров касательно удобства такого расположения. Но это только сейчас, тогда же никто об этом особо не задумывался. Крепление представляло собой кронштейн, а для более надёжной посадки колеса была предусмотрена выштамповка в переднем крыле.

Электрооборудование у грузовика было шестивольтовое. От него питались фары,звуковой сигнал и прочее. Вопреки ожиданиям, стеклоочиститель работал не от электрического, а то вакуумного моторчика, который был связан с входным коллектором карбюратора. Запускался ГАЗ-55 с помощью специального напольного рычага. То есть вначале необходимо было повернуть ключ в замке зажигания, а уже потом нащупать этот рычаг (он был чуть выше педали газа) и пробовать запускать двигатель, кратковременно удерживая в одном положении. Кроме того можно было подстраивать угол опережения зажигания для этого был предусмотрен подрулевой переключатель. Приборная панель крмое спидометра включала в себя и указатель уровня топлива, а также амперметр. Фар головного света было две, но потом в войну ставили только по одной у левого переднего края. Насчёт дополнительной фары на крыше, которая была с нанесённым на стекло изображением красного креста, информация очень противоречивая. Большинство "55-ых" ездило вовсе без них, опять-же это в военное время. Задние фонари были круглой формы с тёмно-красными стёклами и закреплялись прямо на задних распашных дверях.

-2

-3
-4

Во время войны многие узлы на "автосанитарке" были упрощены. Вместо штампованных, округлых и изящных передних крыльев появились "ломаные" крылья, правильной геометрической формы. Можно встретить фотографии даже грузовиков с передними деревянными дверьми. Про одну фару, это не новость, писалось выше. Отказывались и от доработок подвески. Война, ресурсы напряжены, это нужно понимать. ГАЗ-55 несмотря на всё это заслужил славу армейской "неотложки". И хотя в эксплуатации были определённые проблемы, такие как например отсутствие запчастей, грузовик исправно нём службу до конца Великой Отечественной и чуть далее. Славу заслужил благодаря высокой проходимости и неплохим качеством и ресурсом узлов и агрегатов. Производство продолжалось до 1950 года, после этого Горьковский автомобильный завод заменил устаревшую уже на тот момент модель ГАЗ-55 другой, на базе ГАЗ-51.

-5

Интересные статьи:

КАЗ-606 "Колхида"
ГАЗ-САЗ-3531
МАЗ-500
ЗиЛ-130
ГАЗ-66
УРАЛ-375

-6