Наши героини обе княжеского рода, дочки Всеволода от разных матерей, то есть сводные сестры и, как водится, между ними всегда было соперничество. Обе были честолюбивы, примером им служили их тетки Анна и Анастасия, правящие королевы Франции и Венгрии.
Но вот, кажется, старшей Янке больше повезло - сетовала младшая – ей-то предстояло стать императрицей могущественной Византии. Все были заняты приготовлением ее приданого. Роскошная одежда, драгоценности. В приданом соединялось милое сердцу прошлое и ожидаемое блестящее будущее. Но не успела она насладиться своим новым положением счастливой невесты, как жених ее, царевич Константин Дука Старший, был лишен своих претензий на Византийский престол и насильно пострижен в монахи. Что ждало Янку? Так сказать, соломенную невесту? Осталась в Киеве и чуть позже тоже вынуждена была принять постриг. Другого пути не было.
Сестренка Евпраксия торжествовала - имя ее в переводе с греческого означало "счастливая", и тогда она и вправду была очень счастлива. Девушка была умна, хороша собой, греческий язык знала, как родной. Кроме того, обучалась грамоте, математике, философии, врачеванию, азам астрологии. Она ждет, когда весь мир упадет к ее ногам. И вот в столь раннем возрасте - в двенадцать лет - объявлена она невестой маркграфа Генриха, отец ее Всеволод был заинтересован в союзе с Саксонией, поэтому согласился на их брак, это было как форма мирного договора о дружбе.
В чужих краях
Но замуж выходить ей было необязательно в 12 лет. По закону того времени, невеста должна была прожить до замужества три года на земле своего мужа, чтобы усвоить язык и проникнуться местными обычаями. Евпраксии было выделено большое приданое, которое по законам становилось ее вечной собственностью. Она торжествовала - в их соперничестве с сестрой вышла победительницей! Смена веры невесты была непременным условием таких браков. При переходе в католическую веру получила она имя Адельгейды. Может, смена имени забрала ее удачу? Генрих Длинный умирает вскоре после свадьбы (он достаточно стар был к тому времени).
Второй брак
Оставалось ей только возвратиться домой, ведь у нее было свое приданое, можно было надеяться на новое замужество, оно не возбранялось, но возвращаться побежденной, как сестра, незамужней она не хотела, тут авантюрный характер семнадцатилетней вдовы сыграл с ней дурную шутку.
Еще не кончился траур, а она объявлена невестой Генриха Четвертого! 14 августа 1089 года в Кельне состоялось бракосочетание, которому предшествовала коронация. Надо сказать, что Генрих легко увлекался, почувствовал страсть к русской княжне, возможно, боялся, что она вскоре покинет страну, вернется на родину. Овдовели они почти одновременно и ничто, кроме приличий, не стояло на пути бракосочетания. Но на приличия обоим было наплевать. Честолюбивая Адельгейда была счастлива, она жаждала любви, свободы и власти!
Муж и жена - причем тут сатана?
Но счастье ее оказалось коротким. Генрих быстро охладел к жене, определил ей роль послушной исполнительницы собственной воли. Но не тут-то было. Натура славянских женщин была совсем не склонна к безропотному подчинению (первая жена его Берта Сузская никогда не перечила мужу). Потому Генрих, удивленный отпором новой жены, даже избивать ее начал, как какую-нибудь простолюдинку. Где же счастье, люди? Историк Владислав Петров в своей книге пишет:
"...король позволял "бесчестить" свою супругу приближенным и принуждал к этому своего сына от первого брака".
Казалось бы, совсем дно, но, как говорится, тут снизу постучались и чуть ли не в прямом смысле. Оказалось, что муж ее принадлежал к сатанинской секте! Лев Гумилев в книге "Древняя Русь и великая степь" пишет:
"Он вовлек свою жену в участие в мистериях: на ее обнаженном теле служили кощунственную мессу".
Хронист Георгог добавляет:
"К участию в сих таинствах была привлечена новая императрица, которая ничего о них прежде не ведала. Испытавши сие бесчестие и на других, и на себе, она молчала сперва из-за женской стыдливости, но потом о его злодеяниях Адельгейда сообщила священникам и епископам".
Борьба!
На третий год Генрих заточил жену под арест, но вскоре ей удалось бежать на территорию, подвластную противникам Генриха. 1 марта 1095 года состоялся второй Собор, на который прибыли епископы Италии, Германии, Франции, Бургундии. На этом соборе и выступила Адельгейда со своими обвинениями к мужу. Ее речь потрясла собравшихся, но и отвратила от нее многих сторонников, ведь это совсем не укладывалось в нормы средневековой морали. Адельгейда почувствовала себя беззащитной, и ей ничего не оставалось, как вернуться домой. Возвращалась она уже без своих богатств. На престоле в это время сидел Святополк Изяславич, он не одобрял выступление ее против своего мужа, духовенство также осуждало ее. В народе гордую несломленную женщину прозвали волочайкой (так называли женщин "легкого поведения").
Гонимой всеми бывшей императрице пришлось удалиться в монастырь. В декабре 1106 года она вновь приняла православие и вернула себе прежнее имя. Интересно, что основательницей и настоятельницей монастыря, приютившего Евпраксию, была ее старшая сестра Янка. Так и кончилось их соперничество.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам было интересно, то подписывайтесь на мой канал и пишите в комментариях, что думаете о такой судьбе.