Да вот они: слева - Борис Шергин; справа - в шляпе и с палкой - Степан Писахов. Хитрые оба. И мудрые. Им есть, что сказать. Поморские #сказители, о которых мы могли и не слышать, но сказки их знаем с детства. Сидят себе на каменной гряде у самого Бела моря. И, кажется, этим довольны. Я уже писал о самом некрасивом русском языке, и сейчас очень хочется чего-то человеческого.
О слове Шергина и Писахова без любви говорить сложно. Лучше молчать. Их сказки я услышал впервые в #мультфильме "Смех и горе у Бела моря". Но обо всём потихоньку.
О Поморье
Это побережье Белого моря, сейчас - Архангельская область. Издавна там были лопари, местные народы. Туда же отправлялись тогда ещё вольные жители Великого Новгорода. Они прекрасно знали Белое море. Лоцию (карту отмелей) и навигацию (ориентировку в море). Ещё до Петра Первого умели строить корабли (карбасы), промышляли ловлей рыбы и охотой. Были свободными, там никогда не было крепостного права. И остаются свободными по сей день. Свободные в десятом или двадцатом поколении люди, берегущие свою природу и свою жизнь. Не отнимешь.
О языке
В Поморье очень холодно. Поэтому петровские голландские учёные в гульфиках туда наведывались без особого желания, только по приказу Петра. Там сохранился хороший русский #язык. Космос и бактерии, конечно, есть. Но без лизинга и компетенций. До недавних пор в архангельскую глубинку факультет филологии МГУ снаряжал летом студенческие экспедиции. Сейчас - не знаю. Многое изменилось в МГУ.
О мультфильме
"Смех и горе у Бела моря" - это шедевр и памятник русскому северу и русскому языку. Мультфильм весь состоит из узоров: узор северной природы, северного сияния, северного языка, жизни северной артели. Дед Сеня - артельный человек, рассказчик, взятый в артель только для этой работы. Он рассказывает сказки, пока все работники не заснут. Сделан дед Сеня по состаренному образу Евгения Леонова, и его голосом же говорит.
Гениальные узоры, гениальная озвучка, гениальные виды. Это заслуга режиссёра Леонида Носырева. автора мультфильмов "Антошка", "Каникулы Бонифация". Про "Смех и горе" он говорил, что хотел снять что-то истинное, человеческое. Это ему удалось.
Авторы сценария: Л. Носырев, Ю. Коваль, Г. Сапгир. Про Сапгира, замечательного русского поэта и сказочника, я уже упоминал в связи с Геннадием Цыферовым. А про Юрия Коваля я ещё надеюсь написать. Это он дружил с Борисом Шергиным. Это он сказал, что писать надо так, чтобы каждое слово было поцелованным. Это он решил создать "Смех и горе у Бела моря". И это он создал Васю Куролесова и недопёска Наполеона Третьего.
Шергин Борис Викторович (1893 – 1973), Писахов Степан Григорьевич (1879 – 1960).
Их жизнь текла параллельно, и много у них было общего. Они начинали как художники. Они стали настоящими сказочниками. Они собирали полные залы во время своих выступлений. Они не писали про подвиги советских разведчиков, про космонавтов или покорителей целины. И были поэтому лишены государственной пенсии, в старости прозябали. Но главное их сходство – они были поморами, коренными жителями города Архангельского. «Как будто глаза прополоскались! Где деревья красивее наших берёз?» - писал Степан Писахов после возвращение в Архангельск из долгого путешествия. Они оба любили, страстно любили русский #Север. И его сказки. До сих пор Архангельская область остаётся островком чистого русского языка. Настоящими носителями именно такого языка были сказители Борис Шергин и Степан Писахов.
Цитаты из мультфильма «Смех и горе у Бела моря»:
- Про Родину: родную мою страну обходит с полуночи великое Студеное море — седой океан. От Студеного океана на полдень развеличилось Белое море, наш светлый Гандвик. В Бело море пала Архангельска Двина.
- Про волшебство: зимой другой раз в избе жарко, душно — не продохнуть, носом не поворотить, а дверь открывать нельзя: на улице мороз щёлкат. Возьмём северно сияние, тёплой водичкой смочим и зажжём. И светло так горит, и воздух очищат, и пахнет хорошо.
- Про выдумки: пингвины у нас хоть не водятся, но приезжают на заработки, с шарманкой ходят да с бубном, а ины облизьяной одеваются, всяки штуки представляют! Им не пристало облизьяной одеваться — ноги коротки, ну, да мы не привередливы, нам хоть и не всамделишна облизьяна, лишь бы смешно было.
- Про жизнь: фершал жить дозволил, но дырку в груди велел заделать.
- И ещё: - Не спите, ребятушки? – Не спим! Живём!
- Про смерть: чудное дело! Смерть наступила на остров, смерть взмахнулась косой, братья видят ее — и слагают гимн жизни, поют песнь красоте. И эпитафию они себе слагают в торжественных стихах.
- Смерть не всё возьмёт. Только своё возьмёт.
Другие произведения Бориса Шергина и Степана Писахова:
- Мультфильмы: «Мартынко», «Mister Пронька» (Б. Шергин), «Не любо – не слушай» (С. Писахов).
- Сказки. Все. Для затравки почитайте «Как купчиха постничала» С. Писахова и «Варвара Ивановна» Б. Шергина.
И ещё о поморах
Люди только на себя надеются. Промышляют, Богу молятся. А когда беда придёт, с острова карбас буря унесёт, и выхода нет, смиряются. Но и тогда только на себя надеются и вырезают узорную доску. Не для того, чтобы их нашли. Не для того, чтобы назидание оставить.Не для того, чтобы спастись. А для веселия сердечного. Веселия сердечного - до самой смерти.