В украинском парламенте 27 декабря 2019 года зарегистрировали проект закона № 2691 О внесении изменений в Регламент Верховной Рады Украины относительно усовершенствования законодательной процедуры.
Законопроект, который внесли к рассмотрению народные депутаты Украины Давид Арахамия, Игорь Копытин, Евгений Брагарь, Вячеслав Медяник, Галина Михайлюк, Евгения Кравчук и Дмитрий Соломчук, в случае его принятия вносит существенные изменения в регламент работы украинского парламента. НВ разобралось, какие именно изменения в работе Верховной Рады предусматривает проект закона.
1 Продолжительность пленарного заседания можно будет изменить в любой момент
Статья 19. Календарный план работы сессии Верховной Рады
В предлагаемой редакции Верховная Рада на пленарном заседании единовременно может принять решение об изменении его длительности.
В действующем законодательстве Верховная Рада может принять решение об изменении продолжительности заседания только на утреннем пленарном заседании.
2 Неотложные законопроекты президента будут рассматриваться вне очереди
Статья 20. Повестка дня сессии Верховной Рады
В новой редакции предлагается вносить в повестку дня без голосования законопроекты, определенные президентом Украины как неотложные. «Законопроект, определенный как неотложный, после завершения его предварительного рассмотрения или доработки включается в повестку дня ближайшего пленарного заседания Верховной Рады Украины и рассматривается вне очереди», — говорится в пояснительной записке к проекту закона.
На данный момент включения таких законопроектов в повестку дня определяется голосованием.
3 Уменьшится роль народного депутата в отмене решений Верховной Рады
Статья 48. Отмена решений Верховной Рады
Ко внесению проекта постановления об отмене решения Верховной Рады о принятии в целом как закона законопроекта, определенного как неотложный, в предлагаемой редакции должны быть привлечены не менее 45 народных депутатов. Также вносить проект постановления об отмене решения Верховной Рады о принятии закона, постановления или иного акта в целом смогут президент Украины или Кабинет Министров Украины.
На данный момент такое право имеет один народный депутат. А президент и правительство — нет.
4 Голосовать и выступать нардепы будут в разные дни пленарной неделе
Статья 25. Недельная повестка дня пленарных заседаний Верховной Рады
Изложение части 4 в предлагаемой редакции:
1) во вторник и среду проводится обсуждение законопроектов;
2) в четверг проводятся голосования при рассмотрении законопроектов по процедуре первого, второго или третьего чтения, а также рассмотрение предложений по устранению несогласованностей или неточностей в принятом законе, рассмотрение законов, возвращенных президентом Украины;
В действующем законе голосование за законопроекты проводится каждый пленарный день со вторника по пятницу.
3) с 13 до 14 часов отводится время для выступлений народных депутатов «по различным вопросам» в случае принятия конституционным большинством Верховной Рады (300 голосов и больше) соответствующего решения.
Статья 27. Обязанности председательствующего на пленарном заседании Верховной Рады
Председательствующий на пленарном заседании Верховной Рады вносит предложение по отведению времени для выступлений народных депутатов «по разным вопросам».
На данный момент отведение часа для выступлений народных депутатов «по различным вопросам» является нормой Регламента.
5 Уменьшится время на представление альтернативного законопроекта к такому, который определен как неотложный
Статья 100. Альтернативные законопроекты
Альтернативный законопроект может быть внесен к определенному как неотложный законопроекту не позднее чем в 7-дневный срок после дня предоставления его народным депутатам. Альтернативные законопроекты к повторному первому чтению могут быть внесены к определенному как неотложный законопроект в 5-дневный срок со дня направления на повторное первое чтение соответствующего законопроекта.
На данный момент альтернативные законопроекты к любому законопроекту могут быть внесены не позднее чем в 14-дневный срок, а для повторного чтения — в 10-дневный срок.
6 Неотложные законопроекты будут рассматриваться по сокращенной процедуре
Статья 101. Особенности рассмотрения законопроектов, определенных как неотложные
Законопроект, определенный как неотложный, рассматривается вне очереди с обсуждением по сокращенной процедуре, если Верховым Радой не принято решение о его рассмотрении по процедуре полного обсуждения.
На данный момент неотложные законопроекты рассматриваются по процедуре полного обсуждения.
7 Для предварительной поддержки поправок потребуются 150 голосов
Статья 120. Порядок обсуждения законопроектов при рассмотрении во втором чтении
Обсуждение отклоненных главным комитетом предложений, поправок, касающихся этих статей, и голосование по предварительной поддержки таких предложений, поправок. Решение по их предыдущей поддержки считается принятым, если за него проголосовало не менее одной трети народных депутатов (150) от конституционного состава Верховной Рады.
По настоянию народных депутатов может быть проведено обсуждение учтенного главным комитетом предложения, поправки с последующим голосованием по предварительной поддержки ее принятия, исключения в целом или ее части не менее одной третью голосов народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады.
На данный момент этих ограничений нет.
8 Внесение идентичных предложений и поправок к законопроекту не допускается
Статья 116. Сроки подачи предложений и поправок к законопроекту, который готовится ко второму чтению
Внесение идентичных предложений и поправок к законопроекту не допускается. В случае, если к законопроекту народным депутатом внесены несколько идентичных предложений или поправок, такие предложения или поправки считаются как одна, и в сравнительную таблицу к законопроекту вносится как одно предложение или поправка.
В действующем законе каждый депутат может вносить любые предложения и поправки.
Критика проекта закона
В пояснительной записке к закону говорится, что «принятие данного проекта Закона Украины будет способствовать повышению эффективности деятельности единого законотворческого органа государства — парламента, совершенствованию законодательных процедур, обеспечению надлежащего выполнения Верховной Радой Украины своих задач».
Однако нардепы, которые не относятся к монобольшинству фракции Слуга народа, законопроект критикуют.
Как отметила в Facebook депутат IX созыва от фракции Европейская солидарность Нина Южанина, предъявляемые к Регламенту изменения фактически «не оставят народным депутатам никакой инициативы и альтернативы».
«Ни поправок в зале. Ни поправок вообще. Это откровенная манипуляция — закрыть для общего доступа информацию, которая бы давала понимание относительно качества принимаемых законов, профессионализма народных депутатов и их независимости при принятии решений. Не за тем мы избирались народом. Не за условной закрытостью парламента под видом „оптимизации законотворческого процесса“. И точно не за попыткой скрыть за такой оптимизацией принятие противоречивых, порой откровенно лоббистских, а порой и антинародных решений», — говорится в сообщении.
Как отметила депутат Ирина Геращенко в Facebook, этот законопроект существенно снижает значимость парламентариев.
«Слуги пытаются изменить регламент ВР так, чтобы законодательный орган полностью потерял независимость, а голос отдельного депутата или даже фракции, в которой меньше 150 депутатов не будет стоить ничего. Происходит системное нивелирование как самого парламента, так и парламентария как вида общественной деятельности. У начальника ЖЭКа скоро будет гораздо больше полномочий и возможностей влиять на жизнь общества, чем у депутата. Авторы законопроекта и не скрывают, что для них депутаты — это только человечки, которые должны тыкать кнопочки. Теперь — раз в неделю, по четвергам», — отмечает Геращенко.