«Соединенные Штаты и Иран не хотят великой войны», - сказал Джеймс Дорси, эксперт по Ближнему Востоку из Технологического университета Наньяна в Сингапуре, в ответ на смерть генерала Ирана и внешнего начальника отдела охраны исламской революции Революции Касема Солеймани.
США утверждают, что смерть генерала Касема Солеймани помешает Тегерану атаковать американские цели. Но Тегеран обещает месть. Чего ожидать? Очередная эскалация напряженности, которая может привести к войне? Или вы видите это менее драматично?
- У Тегерана нет выбора. Он должен был отреагировать. Это не значит, что это будет сегодня или завтра. Иранцы являются мастерами в ведении асимметричных конфликтов, они знают, как это делать в больших масштабах. Так что мы увидим ответ. Вероятно, нападение на американскую цель. Это не должно быть в Ираке. Это может быть где-то на Ближнем Востоке. Но и за пределами этого региона. Конечно, наибольший риск состоит в том, что в Ираке будет победоносная война. Ну, Иран не хочет этого так сильно. Ирак важен для него.
Так вы не ожидаете прямого конфликта между Ираном и США?
- Принцип «глаза в глаза» создает риск эскалации напряжения. Это может выйти из-под контроля. Однако я не думаю, что Соединенные Штаты или Иран хотят прямой великой войны. Но риск значительный. Смерть Сулеймани можно сравнить с убийством американского начальника штаба. Это большая потеря для иранского режима.
Почему американцы решили сделать этот шаг прямо сейчас?
- Мы можем только догадываться. Америка и Израиль давно видели Солеймана. Когда в 2008 году в Дамаске был убит Имад Мугния, один из высокопоставленных членов Хизбаллы, как сообщалось, участвовал в совместной миссии ЦРУ и Мосады, и Солеймани также был там. Однако президент США Джордж Буш в то время не одобрял вмешательство против него. Не только потому, что это будет иметь последствия. Но давайте не будем забывать, что время от времени Солеймани вносил свой вклад в интересы Ирана в служении США. Речь шла о борьбе американцев с талибами в Афганистане в 2001 году. А теперь конфликт с Исламским государством (ИГИЛ). В Ираке иранцы и американцы работали вместе. Это был общий враг. Может быть, теперь президент Дональд Трамп сказал, что он что-то сделает. Возможно, его могли убедить другие.
Вы сказали, что Иран может поразить цели США за пределами Ближнего Востока. Также в Европе?
- Это может быть где угодно. Иран уже имел операции в Европе или Латинской Америке.