Не люблю я язей! Никогда их специально не ловил. Хотя сам по себе язь – трофей почётный. Рыбина здоровая, красивая, сильная и очень осторожен. Есть целые кланы рыболовов-язятников, готовые месяцами охотиться на своих любимцев с помощью хитрых способов, снастей и наживок.
Ловится язь в основном на растительные приманки, типа гороха и других зёрен. Но иногда в язе просыпается хищник, и тогда он хватает то, на что обычно ловят щук, окуней и судаков. Это бывает редко, случайно. Но именно через такие случайности я и познакомился с язями.
В первый раз это было после 8-го класса. Нас отправили помочь плодосовхозу, который располагался рядом с ериком Каширой. Этот ерик просто кишел окунем, краснопёркой и мелкой щукой. В день отъезда из совхоза мы, по совету местных ребят, пошли рано утром к одному заливчику поблеснить мелкими зимними блёсенками с берега. Пришли, блесним, всё великолепно. Опустишь блесну, подёргаешь два-три раза, и на крючке сидит приличный окунёк, вода вокруг ими просто кипела…
Потом у меня зацепилась щучка грамм на 200, а под конец ловли я вырвал из воды длинненького подъязка на 300 граммов, чем и удивил всех несказанно…
Второй случай был летом после девятого класса. Мы поплыли по Ахтубе на частном катерке с друзьями отца. Приплыли на безлюдный берег, где и расположились. Один из мужчин и я взяли спиннинги и пошли на отмель возле неё играл какой-то хищник. Мужчина вскоре вытащил пару мелких судачков, а у меня – тишина … Хлещу, хлещу воду – всё без толку. Наконец уже решил заканчивать, подтягиваю к себе блесну, как вдруг, у самых ног, удар, и что-то сильное заходило на леске… Я так оторопел, что барабан спиннинга успел изрядно отмотать назад, прежде чем я его заблокировал. Когда попытался снова подтянуть лесу, добыча начала биться столь резко, что это грозило обрывом.
Пришлось действовать мягко, подтянул не на себя, а вверх, дал глотнуть воздух, и рыбина затихла. После этого стал отступать вглубь берега. Рыба волоклась туда же, но видела, что я к ней не приближаюсь, и сопротивлялась вяло. Так и вытащил на песок, а затем прыгнул на неё, отцепил и с гиканьем побежал показывать.
Это был матёрый язь-черноспинник на полтора кило! Он взял на крупную жёлтую блесну, как какой-то жерех. Приехав домой, я созвал всю нашу школьную рыболовную компанию и два часа хвастался перед ними своим трофеем. Потом язя зажарили, и на первом же куске в моём горле глубоко засела кость… Пришлось самому идти в травмопункт скорой помощи, где два врача, которых я оторвал от шахмат, минут десять хмуро терзали меня почти до слёз и рвоты, пока наконец нашли и выволокли проклятую кость.
Так что не люблю я язей. Костлявые они очень… И мстительные…