Найти тему

Собор-Весть

Бывают новости как новости. Бывают сенсации. А бывают события, которые… Ну, не знаю. Не вмещаются в сердце, что ли. Узнав о них, ты останавливаешься и, словно в нерешительности бормочешь: «Как же так… Как же это…». 

Мои коллеги на работе знают, что я обычно не читаю новостей. Поэтому первым делом, в самом начале рабочего дня ровно год назад, они просто ошарашили меня. Сгорел Нотр-Дам... Никому здравом уме и в голову не приходило, что когда-нибудь эти слова могут стоять рядом. Нет, это невозможно… Слишком просто, нелепо, чтобы быть реальностью… Казалось бы, тебе-то что. Где Волгоград, и где Париж. Кто-то, вон, усмотрел в этом знак, что пора бы «загнивающему Западу» покаяться. Фу… Признак крайней степени испорченности — это, как раз, давить на «больную мозоль» человеку, испытавшему боль утраты. А тем более, целому народу, цивилизации.

Дело даже не в том, что Париж даже ближе, чем, скажем, Красноярск. Или в том, что пострадал шедевр мировой архитектуры.

Собор Парижской Богоматери — это Собор-столп, Собор-символ, эпоха. Это и Собор-пижон, который начал строиться в 1163 году, когда готическая архитектура только начала набирать популярность. 

Когда началась «Святая» инквизиция, когда по Старому Свету как адское цунами пронеслась эпидемия Черной смерти в Европе, во время которой погибло более половины населения Европы, а на Русь, перепрыгнув Урал, пришли татаро-монголы, Собор-долгострой возводился, рос и расцветал, поражая своих современников красотой творческого начала, вложенного Господом в Своих детей…

Он был достроен только в 1345 году, на самом пороге эпохи Возрождения. В течение двухсот лет человеческая мысль, руки, силы, ресурсы и молитвы были посвящены тому, чтобы Собор-плод «созрел» и, хотя бы отдаленно, явил миру символ красоты и величия Творца. Люди рождались для того, чтобы посвятить свои жизни его возведению. И они знали, что их дети и внуки сделают так же. Для многих и многих это было самым лучшим предназначением в жизни. Не все могли становиться священниками или монахами. Простые люди своими руками и трудом воздавали славу Творцу земли и небес, творя.

-2

И вот, теперь, спустя почти семь столетий, всё это не устояло перед натиском простой неосторожности. Храм, воспетый великими поэтами, писателями и художниками, поражавший воображение людей на протяжении многих веков, великий Нотр-Дам де Пари, переживший две мировые и одну Столетнюю войну, современник Колумба и Гутенберга, Леонардо да Винчи, Галилея и Ньютона, самый ранний символ французской столицы — даже Эйфелева башня не смогла отнять у него пальму первенства — теперь пал… 

Весь цивилизованный мир скорбит вместе с Парижем. Оглушающая новость в считанные минуты облетела весь мир. И оказалось, что мы еще можем быть едины. Пусть даже для этого нужна столь высокая цена. 

Я на 100% уверен, что Нотр-Дам будет восстановлен. Он станет еще краше, лучше, безопаснее, и еще больше туристов захотят своими глазами увидеть это чудо. Ватикан предложил свои реставраторские ноу-хау, миллиардеры пересылают сотни миллионов долларов на восстановление. Франция еще будет ликовать. Это дело времени.

Я хочу сказать о другом. Наше время и наше сердце, всё-таки, лукаво. Не сочтите за кощунство, но иногда нам нужен серьезный удар, чтобы остановить и извлечь нас из угара под названием «суета», «эгоизм», «жадность», «ненависть», «мелочность». Оглушенный человек на время теряет ориентацию в пространстве и поневоле замирает на месте. Человек, внезапно потерявший ценность, к которой он привык и наличие которой считал само собой разумеющимся, переосмысливает многое в своей жизни. Я верю, что подобное свойственно и нации, и стране, и всему человечеству. Я очень далёк от мысли, что «это всё наказание». Но пусть это будет для нас возможностью поразмыслить. Над тем, что всё временно. Что ничто не вечно. Что мы далеко не всё контролируем в своей жизни. Нам позволено предполагать, но располагает всегда лишь Тот, Кто Один знает всё. 

Я знаю точно, что Он не беспристрастен к произошедшему и, тем более, не испытывает от трагедии никакого удовольствия. Но, если говорить о настоящих ценностях, то Нотр-Дам, каким бы великим он ни был, всего лишь камень… Знаете, когда мне хочется сказать что-то очень важное своему сыну, но, по каким-то причинам, он меня не слышит, я обращаюсь к нему громче. Если нужно, подхожу и беру его за плечо, чтобы обратить его внимание на себя. 

Что же такого важного Отец хочет сказать нам сегодня, что Ему пришлось допустить такое? О чём напомнить? И чем же мы так увлечены, что не придавали значения Его голосу раньше? Все эти истины стары как мир. Все они давно запечатлены. Самая продаваемая Книга в мире говорит: 

Теперь послушайте вы, говорящие: `сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль'; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: `если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое', - вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.(Послание Иакова, глава 4, отрывки 13-16)

Эти простые истины не льстят, не подстраиваются под мнение общества. Они «бьют». Но бьют лишь потому, что любят, если вы понимаете, о чем я.

Все, созидавшие Собор Парижской Богоматери, верили в одну простую истину. Самый известный отрывок Библии и сегодня поражает своей простотой и доступностью.

-3

В нашем мире всё подвержено разрушению. Это неизбежно. Но кое-что вечно. Это Бог и Его Слово. И мы тоже, если позволим себе остановиться и начать искать Бога, доверившись Его вечному Слову. Он избавит нас и от болота суеты, и от опухоли эгоизма. Он даст нам противоядие от жадности и ненависти. И мы с удивлением обнаружим, что можно жить по-другому. Свободно, счастливо. Даже когда у тебя нет второй машины и большой квартиры. Или даже если есть :) Если мы позволим Создателю начать вести нас и жить, ориентируясь на пример Христа. Если мы признаемся перед Ним, что своими силами не очень-то получается, и не приходит радость, удовлетворение и мир. Если мы сознаемся, что далековато ушли от идеала 10 заповедей, и в мыслях мы и убивали, и прелюбодействовали, и завидовали. И сердце наше не очень-то чисто. И кто-то должен же за это ответить. Тот, Кто любит, не может попустительствовать злу. А как совместить справедливое наказание и бесконечную любовь — спросите у Иисуса Христа. Он знает ответ. Он и есть ответ. 

Нотр-Дам — это ещё и Собор-Слово, Собор-Весть. Такого большого количества символов, произведений искусства, говорящих о Благой вести, нет больше нигде. Но, в отличие от камня, Слова, которые Бог хочет донести до каждого Своего сына или дочки и сегодня, не подвержены пожарам и разрушениям. А значит, пока мы живы, мы ещё можем узнать Весть о Божьей любви и уже в этой жизни начать жить по-настоящему лучше.

-4