К сожалению, на крови зарабатывают. Причем речь идет как о деньгах, так и о политических очках. Был бы только повод. А там ситуацию начнут крутить в своих интересах, пока не себя не исчерпает финансовый, политический или новостной потенциал.
Вчера около 18:05 на Большой Лубянке, рядом со зданием регионального УФСБ России, была открыта стрельба, в результате которой погибли двое сотрудников ФСБ, пятеро оказались ранены, включая гражданского. Сам нападавший – 39-летний житель Подмосковья – ликвидирован. Это подтвердили в Следственном комитете. Есть и уголовное дело по статье «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа».
Однако, история быстро обросла подробностями без какой-либо внятной доказательной базы. Вот издание Reuters, ссылаясь на свой источник в ФСБ, писало, что теракт (!) был приурочен неизвестными (!) к пресс-конференции Путина. Эту априори недостоверную информацию – нападавший был один, о теракте речь не идет – продублировала петербургская «Фонтанка». Выходит, что региональная газета повторила за иностранным изданием с якобы своим источником у российских силовиков. Вообще очень удобно ссылаться на «свои» неназванные источники. Как проверить истинность информации – непонятно. Но придать достоверности своим словам всегда можно, сказав, что информатор из стражей закона.
Другой момент. Очень активно трагедию освещала «Новая газета», правда, уклоном в критику работы спецслужб. Так, издание транслировало информацию неизвестной из неизвестного кафе на Кузнецком мосту (коих не меньше четырех), что силовики не проводили эвакуацию во время стрельбы. В это же время Mash публиковал видео девушки, рассказавшей о стрельбе и работе правоохранительных органов по выводу людей из кафе в соседние дворы. Затем та же «Новая» сообщала о звуках взрыва, приводя в доказательство видео людей, на которых были слышны звуки выстрелов. Она же приводила информацию о трех стрелках, ссылаясь на агентство «Москва», которое, в свою очередь, оперировало информацией неофициального Instagram ФСБ. Сам источник «Новая», судя по всему, приняла за настоящий. И последнее – спустя 11 минут после публикации новости со ссылкой на ФСБ о ликвидации стрелка, газета сообщила о новой серии выстрелов, в тексте новости указав хлопки. То есть, кто-то стрелял, хотя стрелять уже было некому. К тому же СМИ не определилось, стрельба это была, или хлопки. Профессионализм налицо.
Под конец хотелось бы отметить и небезызвестных Алексея Навального и Михаила Светова, которые в связи с ситуацией в свойственной российской оппозиции манере поспешили напомнить о так называемом «закручивании гаек». Это когда ты называешь теракт в Париже трагедией, а стрельбу в центре Москвы используешь для продвижения своей политической позиции. О том, что в тех же США людей на 16 лет сажают за кражу и поджог ЛГБТ флага они, безусловно, вспоминать не спешат.
По итогу хочется сказать, что громкие происшествия в эпоху цифровых технологий, словно катящийся с горы снежный ком, оперативно обрастают подробностями и теориями на тему произошедшего. Особенно благодаря СМИ и крупным интернет-сообществам, постоянно пребывающим в погоне за трафиком. Тут же присоединяются и видные лица со стойким желанием продвинуть мнение разной степени адекватности в целях повышения цитируемости своей личности. Доверять, конечно, можно, но лучше проверять.