Найти тему
Высота

Хеймо Лампи о первом бое истребителя «Brewster BW-354»

Запись отчёта сделана его дочерью Марией Дмитриевой.

Мне невероятно повезло, после прохождения курсов летчиков-истребителей я был принят в качестве пилота на Lentolaivue 24 (эскадрон 24), завоевавшим репутацию в Зимней войне 1939-1940 гг. Командовал подразделением Эрик Магнуссон.

Эскадрон 24 на «Brewster BW-354»
Эскадрон 24 на «Brewster BW-354»

В это время среди пилотов нёс службу Йорма Сарванно, один из героев воздушных баталий Talvisota. Почти все летчики эскадрильи, опытные охотники. В этой компании летчиков-истребителей я был двадцатилетним новичком и чувствовал себя школьником.

Тогда и началось моя тесная дружба с самолетом «Brewster BW-354». Дружба, растянувшаяся на 200 военных полетов, в которых мы вместе испытали много трудностей.

Хеймо Лампи третий слева
Хеймо Лампи третий слева

Мы тихо пролетали над Финским заливом, сваливались в штопор от зенитного ада Ленинграда, стыли в невероятных морозах на Мурманских маршрутах.

Мы даже летали посмотреть, когда летная эскадра с твоей Родины – Америки, прибыла через Северный Ледовитый океан в порт советского Архангельска. На обратном курсе мое сердце замирало от волнения, хватит ли топлива, чтобы вернуться.

Жаль, что так скоро я пережил печальный сокрушительный финал, когда мой друг Брюстер, одолженный другому пилоту, погиб от повреждений, нанесенных зенитными орудиями Ленинграда. Над ним сомкнулись воды Карельского озера

Хеймо Лампи в центре в верхнем ряду
Хеймо Лампи в центре в верхнем ряду

Я оплакивал его, как будто это было настоящее живое существо. Он и был живым, моим близким другом и приятелем, которому я доверял, и с которым мог поговорить.

Отправляясь в боевой вылет, к Архангелу, так шутили про Архангельск, я стучал по его боку ладошкой и говорил: «Слушай, друг, не переставай гудеть, потому что, если тебе это надоест, то назад пути не будет!»

Мой старый друг, ты умел хорошо экономить, и у нас всегда было двадцать литров топлива для обратного пути домой. Теперь ты стал моим воспоминанием, но знай, что на всю жизнь.

Messerschmitt Bf 109G-6, Erla-Werke
Messerschmitt Bf 109G-6, Erla-Werke

После тебя у меня был «Мессершмитт», сильный истребитель, но мне не хватало твоего теплого отношения и чувства защищённости.

Аэродром Selänpää

Юрё Турка, опытный лётный мастер: «Молодой человек, в настоящей войне, когда подан сигнал тревоги, не пытайся найти место в строю на взлетно-посадочной полосе, отстреливайся и взлетай, как молния, в небо, уже там, собирай строй. Если найдешь время для этого».

Эти слова я услышал в командирской палатке вечером 24 июня 1941 года. Нам было невдомёк, что на следующий день Финляндия будет в войне, хотя понимали, что ситуация критическая.

«Brewster BW-354»
«Brewster BW-354»

Мы получили строгие и четкие указания от нашего командующего избегать любых действий, которые могли бы стать причиной конфликта с Советским Союзом. Запрещены были даже учебные полеты на восточной стороне железнодорожной линии Коувола-Пиексямяки.

Утром 25 июня в 7:10 ч. настойчиво звонил телефон лидера полета: «Большое соединение бомбардировщиков. Северо-западная граница. Высота полета 1500 метров. Самолёты сбрасывают бомбы на Инкеройнен».

Тревога вырывает лётчиков из глубокого сна и вызывает переполох в палатке. Одни отчаянно ищут обувь, другие – свои лётные головные уборы, никак не удаётся войти в «боевой порядок».

Я натянул штаны, но у меня нет времени застегнуть их. Схватив рубашку и шлем побежал на аэродром, так быстро, как могут нести меня мои ноги. Лечу к самолету, спрятанному среди деревьев.

Капрал Андреас Доннер и его помощник Рёкся подготовили истребитель к полету. Помню инструкцию моего опытного учителя: как молния в небо! Для тестирования и обогрева времени нет.

Хеймо Лампи в кабине «Brewster BW-354»
Хеймо Лампи в кабине «Brewster BW-354»

Моя нога на газе, двигатель прогреется на резком взлёте. Уже в воздухе закрепляю ремни парашюта, начинаю изучать карту чтобы вычислить возможное место встречи с бомбардировщиками. Никого не вижу, хотя уверен что Турка и сержант Ээро Киннунен смогли взлететь раньше меня.

На высоте полторы тысячи метров вижу безупречный строй 27 советских бомбардировщиков СБ, глубоко вклинившийся на финскую территорию. Машу крыльями своего «Brewster». В каждой клеточке предчувствие битвы.

Скоростной бомбардировщик (СБ) или АНТ-40
Скоростной бомбардировщик (СБ) или АНТ-40

Плавным погружением пристраиваю машину к СБ. У меня нет уверенности, что во всём этом нет ошибки. Длинная очередь из пулемета вносит ясность. Отклоняюсь, чтобы уйти из-под огня.

«Это просто прекрасно, - говорю я себе, - сосед выстрелил первым». Очень скоро кольцо прицела направлено на левый двигатель СБ, нажимаю на гашетку. Ровный грохот четырех 12 миллиметровых пулеметов сотрясает кабину, горький дым проникает в мой нос.

Начался бой. Чёрное облако дыма вырывается из двигателя с маленьким красным мигающим пламенем. Прекращаю стрельбу и перевожу прицел на правый двигатель самолета. После короткой стрельбы он тоже начинает гореть.

Замечаю, что стрелок СБ ведёт огонь по мне с короткого расстояния. Его лицо так близко, что кажется, что если потянусь, то могу взять его оружие. Нажимаю на педаль и самолет выполняет то, что известно летчикам-курсантам, как «поворот коровы».

Прицел пулеметов провожает тело СБ. Самолет клюёт носом и вскоре становится огромным шаром огня. Яркая вспышка и огненная статуя указывает на место конца их пути. Я добился своей первой воздушной победы.

«Brewster BW-354», «Брюстер», «Буйвол», «Пивовар»
«Brewster BW-354», «Брюстер», «Буйвол», «Пивовар»

Из-за моей атаки строй бомбардировщиков становится еще плотнее, они продолжают лететь вперед. Небольшой город Хейнола показывается впереди, не подозревая о том, что ему угрожает. Как заставить их сбросить свой груз в лес.

Настраиваюсь на точную работу. Моя очередь выводит из строя двигатель следующего СБ. Не испытывая судьбу он сбрасывает бомбы и ложится на обратный курс с одним работающим двигателем. Его судьбу, позже, оборвал лейтенант Йорма Сарванно.

Следующий самолёт сбрасывает бомбу, как только очередь прошивает его фюзеляж. Стрелок СБ замолкает. Дула его пулеметов направлены вверх. Видно он попал под огонь. Судно заволакивает чёрный дым и оно также разворачивается назад.

На мои короткие очереди начинают огрызаться с двух СБ, но пока, мой «Brewster» обходится без повреждений. Ухожу вверх от свиста уже прицельных выстрелов.

Вытираю пот с лица и откинув фонарь пускаю воздух в кабину. На другой стороне вражеского формирования вижу другого «Пивовара». По номеру на хвосте понимаю, что это сержант Ээро Киннунен.

Сержант Ээро Киннунен
Сержант Ээро Киннунен

Он резко пикирует на строй и с близкого расстояния безжалостно расстреливает противника. Два СБ вываливаются из строя. Наглядный пример атаки опытного бойца, который я должен повторить.

В этот момент самолёт Киннунена резко клюёт носом и самолёт сваливается вниз, но потом расположенная ниже плоскость медленно выпрямляется и самолёт берет курс на базу. Потом станет известно, что старый вояка получил пулю в руку.

Теперь я вижу город прямо под собой. У меня нет возможности предотвратить бомбардировку. Принимаю решение сбить ведущего, какой бы ни была цена. Набираю высоту и пикирую на самолёт лидера. Нос моего «Буйвола» направлен на заднюю часть фюзеляжа.

Очереди моих пулеметов не дотягивают до его левой плоскости, помогаю прицелу корректировкой курса и в последний момент вижу как его левый двигатель начинает курить. Пролетаю сквозь строй бомбардировщиков. Ощущение, что все их пулеметы направлены в меня.

Они сломали строй и защищают своего ведущего. Оказался внутри колеса брызжущего в меня огнём. Ставка уже сделана, устремляюсь за избранной жертвой.

Спаренные пулеметы в носовой части СБ
Спаренные пулеметы в носовой части СБ

Осознав, что не сможет вести группу с одним двигателем пытается сбросить меня с хвоста. Он ныряет вниз, и моя машина устремляется за ним. Вырвавшись из окружения снова превращаюсь в охотника.

Мой противник избавившись от груза пытается прижаться к земле, чтобы не дать атаковать себя снизу, где его стрелок бессилен. Пытаюсь организовать встречу в постоянном погружении, но он переводит свой единственный двигатель на холостой ход.

Большая вероятность того, что я промажу в своей атаке. «Brewster» набрал скорость и никакая корректировка курса не позволит успеть открыть огонь. Махина СБ перекрыла курс и её пулеметы нацелены на меня.

Турель стрелка-радиста
Турель стрелка-радиста

Уловка времён Первой Мировой войны, на которую я попался. Глаза стрелка смотрят на меня. Я на подносе, ешьте, пожалуйста. Спускаюсь без возможности отстреливаться. Его пулеметы изрыгают огонь прямо перед кабиной.

Пуля попадает в патронташ пулемета справа от меня и ломает его. Другая выбивает заклепки бензобака перед моей ногой, топливо льётся на мои ноги. Изо всех сил ухожу вправо и чувствую ветер от пуль пролетающих рядом со мной. Еще один момент, и я в безопасности.

Теперь всё горит внутри меня. Я ещё один двигатель моего «Брюстера». Устремляюсь в вдогонку за бомбардировщиком. Включаю голову. Пулемёты по-прежнему огрызаются и теперь, особенно, опасны, из-за утечки бензина.

Кабина «Brewster BW-354»
Кабина «Brewster BW-354»

Одна расчетливая атака по тому же левому двигателю и он вместе с плоскостью отваливается. Накренившись самолёт падает в пучину озера, вместе с экипажем командира эскадрильи подполковника Федора Панджусика.

Странно сидеть людей отдыхающих на пляже. Мой «Пивовар» помахал им крыльями. Они машут в ответ. Мы поворачиваем к дому. Тихая истома наполняет душу.

От бензиновых газов кружится голова. Достаточно одной искры чтобы мы с моим железным другом взорвались и разлетелись на куски. Ещё одна странность, замечаю красоту природы подо мной.

При посадке не работают тормоза левого колеса, по ли выяснится, что пуля перебила трубку и вся тормозная жидкость вылилась. С помощью двигателя смог выпрямить заваливающуюся машину. Вот и остановка. Мой первый боевой вылет завершён.

Традиционное обозначение побед в Финских ВВС
Традиционное обозначение побед в Финских ВВС