Найти тему
Библиодуш

Книги детства maman_coo_coo: советский гугл, Мэри Поппинс с хлыстом, визуальный нарратив и комиксы + топ 3 книги года

О книгах детства рассказала Мария Обухова, которая сама себя провозглашает визуальным маньяком ( https://t.me/visual_maniac ) и https://www.instagram.com/maman_coo_coo/ - для этих страниц Маша кропотливо выбирает самые небанально иллюстрированные книги для детей и не только, изданные в самых разных уголках мира. Продолжая выяснять, откуда берется любовь к книгам, узнала у Маши о самых запомнившихся из ее детства:

Всю мою жизнь рядом всегда были книги, много книг. Моя мама читала нам с сестрой очень часто и даже тогда, когда мы сами уже умели читать.
Именно с маминым чтением и с мамиными книжками связано мое детство и любовь к конкретным книгам.
Например, Мэри Поппинс образца 1972 года с иллюстрациями Г.
Калиновского. Там Мэри изображена как такая железная леди, эмансипе:
ей бы пошел кожаный хлыст, галифе и лаковые ботфорты.

-2

Тем не менее, я обожала именно эту книгу за редкие и от этого более притягательные картинки, за немыслимые волшебные чудеса, о которых там написано, за микстуру из ковровой сумки самую вкусную на свете и за грусть в конце, когда Она все-таки улетела.

Но самое мое любимое - это единственная цветная иллюстрация вначале книги - Мэри и дети летят на цветных воздушных шарах над витиеватой парковой оградой.

-3

Для меня сегодняшней до недавнего времени казалось феноменальным тот факт, что все без исключения дети любят Мэри Поппинс. Я недавно читала эту книгу своим детям и недоумевала, за что можно любить эту постоянно фыркающую и метающую молнии из глаз женщину. И теперь вспоминаю себя: да, и я ее любила и ждала. И только лишь потому, что она говорила маминым голосом. Да, волшебство - это здорово и интересно, но насколько же влияет на восприятие книги голос чтеца и его личность. Именно за этот голос я любила Мэри. И мой сын Тимоша говорит мне: «Мама, Мэри Поппинс - это ведь ты!»

-4

Большую часть своего детства я жила у бабушки и была окружена
гигантскими шкафами с книгами, основу  которых составляли книги
маминого детства, альбомы с искусством, энциклопедии , детективы, ЖЗЛ
и собрания сочинений Пушкина - все то, что моей предприимчивой бабушке удавалось достать во времена книжного дефицита. Бабушка все эти богатства расставила по темам и алфавиту. У нее даже была наполовину заполненная библиотечная книга наподобие телефонной. Но я и без нее прекрасно ориентировалась во всем многообразии, а неисследованные шкафы были для меня чем-то наподобие новых стран - тем интереснее мне было в них рыться. Я всегда считала себе исследователем всех этих книг. Я рылась в них, ища фантики, открытки и другие  приветы из прошлого в виде закладок. Это было моей любимой игрой.

Второй любимой игрой, связанной с книгами была все та же исследовательская деятельность - я обожала энциклопедии и словари. Словарь имен, русский словарь Ожегова, и особенно мной любимое собрание Детской энциклопедии в 12 томах!

-5

И каждый том был любим по-своему. Я могла выбирать, кем я буду сегодня - физиком, математиком, а может астрономом. Но это всегда
была игра в исследование. Я сидела и упорно изучала интересные главы и
рассматривала схемы  вперемешку с репродукциями картин и фотографиями.
Именно такой подход к подбору картинок в энциклопедии мне близок, от
него ощущение проработанности каждой темы и глобальности знаний. Такой себе советский Гугл.

А как уютно устроиться у торшера, сделанного дедушкой из какой-то коряги, и изучать звездное небо и телескопы или вчитываться в физические формулы и пытаться их понять. В школе мне не
хватало такой интересной и погружающей подачи материала. Может поэтому с физикой не сложилось.
А на полке с книгами по искусству мне особенно нравился толстенный
сборник комичных рисунков Жана Эффеля в шуршащей суперобложке.

Цветная и черно-белая графика будоражила мое воображение, особенно картинки серии «Сонливицы», где спящие персонажи демонстрируют нечеловеческую гибкость тела и спокойствие духа. Именно эти картинки вдохновили меня на рисование, а сама книга стала первым знакомством с визуальным нарративом и комиксами.


С годами ничего не поменялось: магический реализм, исследовательская
деятельность и искусство составляют очень важную часть меня и моей
деятельности. И кажется, это как раз те «три кита» на которых держится
моя сущность.
Мой книжный выбор за 2019 год это доказал.

Сюда попали три книги, от которых у меня перехватило дух и «в зобу
дыханье сперло» в этом году.
1.Жиль Клеман ”Большой сад”
Когда увидела, что вышла эта книга, я, наверное, ночи три не спала. Я
не могла тогда ее себе купить и моя подруга, видя мои страдания,
подарила мне ее на день рождения сына.

Книга-календарь Садовника и его сада. Написал ее Жиль Клеман,
ландшафтный дизайнер и приверженец партнерских отношений с природой, а проиллюстрировал Венсан Грав. Меня цепляет в этой книге очень
гармоничные отношения между философскими текстами и картинками на
стыке виммельбуха и ботанической иллюстрации. Взаимодействие с этой
книгой напоминает какое-то шаманское действо - читаешь и смотришь,
смотришь и читаешь, - эти действия погружают в микромир Садовника,
начинаешь понимать суть вещей. И Сад - это не только огород, лес,
планета. Сад - это то, что взращиваем мы в своей душе или то, что
засыхает там без полива и удобрения, без заботливых рук и редких
морозных деньков. «Большой сад» - любимая книга 2019 года и всей
жизни.

2. Изабель Миньош Мартинш “Атлас странствий и исследователей”
Вдохновляющая книга на тему путешествий с большим уклоном в гуманизм, что меня очень привлекает. Удивила меня в этой книге глубина подачи материала и эффект погружения. Это нонфикшн-литература, но написана она хорошим художественным языком.

Читая книгу, я очень часто записывала мысли, которые меня посещали во время чтения и даже кое-какие цитаты. Этот способ чтения я применяю часто к взрослой литературе и никогда – к детской. Но тут я просто не могла по-другому, читать ее одно интеллектуальное и визуальное удовольствие.

Иллюстрации очень необычные для такого рода книг, они как-будто несут в себе функцию не информативную, а, скорее, погружающую в атмосферу
неизведанного. Возможно, такие иллюстрации помогут представить
читателю новые земли и не навязать при этом каких-то клише, чтобы юный
(и не очень) читатель не утерял свежести взгляда. А черно-белые
вставки дополняют цветные и напоминают путевые заметки, сделанные
китайской кистью - что-то быстрое, стремительное и живое.

3.Icinori “Et puis”
Книга франко-японского дуэта Icinori. Их работы очень узнаваемы и не
похожи ни на кого.

Мир этой книги населен удивительными созданиями и чем дальше смотришь на них, тем чуднее они становятся.

Тем не менее что-то в их образах очень знакомо и родно. Каждый из действующий лиц этого сюрреалистического виммельбуха - тайный знак, который предстоит разгадать читателю.

Меня в этой книге привлекает зашифрованность как самих персонажей, так и всего сюжета в целом. То есть, понятно, что здесь много сюжетов, но тем не менее есть один общий сценарий.

Все в этой книге движется - каждый месяц с лесом происходят метаморфозы, ведь загадочные строители перестраивают его, меняя ландшафт, что влечет за собой трансформацию персонажей (обитателей леса).

Книгу можно рассматривать бесконечно, закольцовывая сюжет, или придумать альтернативное его продолжение.