Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ провел в 2019 году опрос кандидатов и докторов наук, чтобы узнать, как российские исследователи оценивают свой уровень владения цифровыми технологиями и как именно их осваивают.
Опрос проведен среди 1700 работников научно-исследовательских институтов и вузов, а также организаций промышленности и сферы услуг в рамках проекта «Мониторинг научных кадров высшей квалификации». Его результаты представлены в очередном выпуске экспресс-информации серии «Наука, технологии, инновации».
Абсолютное большинство российских кандидатов и докторов наук уверенно владеют тремя из шести базовых цифровых навыков, которые им предлагалось оценить в ходе опроса. Так, выше среднего (на 4 или 5 из пяти баллов) оценили умение работать с текстовыми редакторами 92,2% исследователей, навыки интернет-поиска – 87,7%, создание презентаций – 83,8%. Хорошо управляются с электронными таблицами (MS Excel) 71,8% ученых, файлообменники и облачные сервисы активно используют половина (49,6%), а в категории до 29 лет – 71,2% респондентов.
Лишь четверть (25,2%) опрошенных оценили выше среднего свои базовые навыки статистического анализа данных, при этом 35,2% обладателей ученых степеней не владеют его инструментами даже на минимальном уровне. Примечательно, что «отличников по статистике» почти вдвое больше среди исследователей в группах 30–49 и 50–70 лет (8,1 и 8,7% соответственно) против 4,5% респондентов в группе до 29 лет, оценивших владение этим навыком на «5».
Абсолютное большинство кандидатов и докторов наук (от 75 до 90% в зависимости от навыка) уверены, что их уровень владения всеми шестью базовыми цифровыми компетенциями в целом соответствует требованиям места работы.
Из десяти предложенных к оценке продвинутых цифровых компетенций почти все являются узкоспециализированными и применяются только отдельными группами ученых. Единственным необходимым большинству (65,8%) навыком оказалась работа с графическими редакторами. Опрос выявил довольно высокий потенциал применения и других продвинутых цифровых инструментов в работе ученых, среди них выделяются создание Web-платформ и страниц, визуализация пространственных данных с помощью ГИС-систем, работа с программами для управления проектами.
Российские исследователи осваивают продвинутые цифровые навыки чаще всего самостоятельно (от 58,8 до 76,1% в зависимости от компетенции), заметно реже – с помощью коллег (16,3 – 32,4%) и совсем мало тех, кто готов к очной учебе (от 2,5 до 16,5%). Такое распределение заостряет значение личной мотивации ученых как естественнонаучного и технического, так и гуманитарного профиля, поскольку цифровизация научной деятельности будет только углубляться и всем так или иначе предстоит повышать свою «цифровую» квалификацию.