Куба - страна, одно название которой пробуждает в голове ассоциации с классическими американскими автомобилями. А между тем, социализм, процветающий на острове свободы, подразумевает, что основным типом транспорта должны быть автобусы. Их на Кубе и развивали, да так, что в какой-то момент под боком у Америки появился целый завод!
Началось все еще в 1962 году, когда на Кубе появилось предприятие, занявшееся закупками автобусов за границей. Так в Карибском бассейне появились первые советские автобусы, сначала ЗИЛ-158, а затем и ПАЗ-652.
Автобусов не хватало даже в СССР, поэтому в скором времени кубинцы освоили собственное производство. Советский союз поставлял грузовые шасси, на которых кубинские заводы ставили собственные надстройки. Так к началу 70-х годов на Кубе появились свои автобусы, пусть и построенные на платформе ГАЗ-63.
Локализация производства победить дефицит не помогла, поэтому к 1972 году ПАЗ создал специальную "кубинскую" модель, получившую название ПАЗ-672ВЮ . "Южный" вариант отличался отсутствием печки и другой подготовкой к жаркому климату, в частности, радиатор был переставлен в переднюю часть автобуса. По разным источникам, до начала "девяностых" Павловский завод отправил на Кубу от 15 000 до 28 037 автобусов.
Поставки советских автобусов не мешали кубинцам продолжать выпускать собственные конструкции на самых разных шасси. К 1979 году местный Girón сменил уже пятое поколение! Впрочем, на его фоне даже павловские автобусы казались настоящим шедевром индустриального искусства.
К слову чуть раньше, в 1978 году, на острове начался выпуск и самих "Икарусов" 260 серии. Кубинцы работали над импортозамещением, самостоятельно изготавливали элементы отделки салонов, поручни и сиденья. Говорят, даже сборку коробок передач из чешских запчастей смогли освоить.
Помимо автобусов кубинцы получали из Венгрии и кузовные панели. Именно благодаря им на острове свободы появился автобус, способный взорвать мозг любому российскому автолюбителю. Только представьте: "Икарус", построенный на шасси "ПАЗа" на острове в 180 километрах от американского Майами!
Бедность толкала на эксперименты, поэтому кубинцы не придерживались каких-то конкретных лекал. В ход шло все, что только попадалось под руку, поэтому помимо советских шасси в ход шли платформы IFA W50 из ГДР и даже агрегаты японских грузовиков Hino! Иными словами, найти два одинаковых автобуса на Кубе задача не из легких.
История кубинского автобуса закончилась вместе с крушением Советского союза. После окончания поставок павловских автобусов и венгерских кузовных панелей кубинский завод еще несколько лет выпускал пассажирские надстройки на платформах Уралов, ЗИЛов и КАМАЗов, а из списанных автобусов строил пассажирские полуприцепы к тягачам.
В 1994 году "производство" автобусов загнулось окончательно. Сегодня завод занимается сборкой китайских мотоциклов и электроскутеров, единственного вида транспорта, доступного для рядовых кубинцев. Впрочем, дефицит автобусов никуда не делся так же, как и не появилось денег на их покупку.
Поэтому кубинцы вновь договорились с Павловским автобусным заводом и взялись за то, что у них получается лучше всего. Сегодня они строят автобусы, которые называются Diana и базируются на платформе все тех же ПАЗиков. Вот только сегодня нашим автобусам приходится конкурировать с китайцами, активно заходящими на Кубу. Так все туристические автобусы на острове свободы давно китайские, русские автобусы работают только на городских линиях.