В предыдущей статье Причины сверх смертности населения России мы рассмотрели тревогу , как одну из Причин сверх смертности.
Находясь в обществе, человек взаимодействует с другими, проявляя свои качества. В таких ситуациях, в социальной сфере, он лучше всего может испытывать чувство тревожности или тревоги.
Различия в термине тревоги и тревожности в том, что тревожное расстройство — это затянувшееся состояние, которое может длиться долго, даже после того, как стрессовый фактор исчез.
Тревожное расстройство не связано с конкретной ситуацией, оно идет фоново. Человек не может объяснить, что конкретно его пугает. Он говорит: «Я испытываю тревожность, я боюсь реализовываться, боюсь сделать ошибку. Я боюсь, что меня не примут, что надо мной посмеются». Это все неконкретные и часто надуманные, не существующие в реальности ситуации.
По мнению многих психологов, в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу лежит ТРЕВОЖНОСТЬ .
По мнению А. М. Прихожан :
Тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.
В психологии тревожность может означать кратковременное эмоциональное состояние, а может являться устойчивой чертой характера человека. Эмоция тревоги свойственна всем людям и необходима для оптимальной адаптации человека к окружающему миру. Тревожность же, как часть личности человека, является нарушением в его личностном развитии и мешает полноценной жизни в социуме.
По мнению О. Х. Маурер
Основная функция тревожности — сигнализирующая, она ведет к тому, что подкрепляются такие реакции и такие формы поведения, которые способствуют предотвращению переживания более интенсивного страха или уменьшают уже возникший страх .
Психологические факторы возникновения тревожности и закрепления ее как относительно устойчивого личностного образования можно разделить на следующие группы:
Так выделяю: внешние источники тревожности:
1. Семейное воспитание Факторы семейного воспитания, прежде всего взаимоотношений «мать—ребенок», выделяются в настоящее время в качестве центральной, «базовой» причины тревожности едва ли не всеми исследователями данной проблемы, практически независимо от того, к какому психологическому направлению они принадлежат.
2. Успешность и результативность деятельности.
3. Взаимоотношения с окружающими
Внутри личностные источники тревожности:
1. Внутренний Конфликт. Преимущественно конфликт, связанный с отношением к себе, самооценкой, Я-концепцией.
2. Эмоциональный опыт.
Существует два вида тревожности:
- Личностная (ЛТ) или активная (АТ).
- Ситуативная (СТ) или реактивная (РТ)
Благодаря методики, предложенной Ч. Д. Спилбергером, на русский язык адаптированной Ю. Л, Ханиным, появилась возможность дифференцированно измерять тревожность как личностное свойство, и как ситуативное состояние.
Данная методика включает инструкцию и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности и 10 - для оценки уровня личностной тревожности. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Подробнее о методике здесь.
Рассмотрим понятие ЛИЧНОСТНАЯ тревожность
Личностная тревожность являет собой повышенную склонность к беспокойству и тревожным переживаниям без особых на то причин. Ее появление может быть связано с некоторыми изменениями в гормональном фоне организма человека, а также с тем, что человек привлекает к себе всеобщее внимание и ему от этого неприятно.
Что означает Личностная тревожность ?
Личностная тревожность – это готовность (установка) человека к переживанию страха и волнений по поводу широкого круга субъективно значимых явлений.
Личностная тревожность не является обособленным свойством характера, она лишь оказывает влияние на формирование таких черт:
- стремление не брать на себя ответственность;
- боязнь конкуренции;
- стремление обезопасить себя от неудач.
С Личностная тревожность тесно связано еще одно понятие - базальная тревожности
Понятие базальной тревожности было введено в психоаналитическую литературу К. Хорни (1885–1952) в работе «Невротическая личность нашего времени» (1937). Она исходила из того, что хотя существуют различные формы тревожности и многообразные виды защиты от нее, тем не менее можно говорить о базальной тревожности, которая везде остается более или менее одной и той же.
Формирование происходит в детском возрасте и связано, как с психологическими особенностями ребенка, так и условиями воспитания.
Проявление базальной тревожности выражается в чувстве:
- враждебного окружения;
- одиночества;
- беспомощности.
Ситуативная (СТ) или реактивная (РТ)
Термины активная и реактивная тревожность используются в психологии для определения степени вовлечённости личности в происходящие события .
Тем самым позволяет оценить один из признаков типа темперамента (сангвиники, меланхолики, флегматики, холерики) в формировании свойств характера.
Временное, типичное состояние напряжённости психики, выражающееся в реакции на конкретную угрозу, носит название ситуативной тревожности.
Что несомненно, сказывается на реакциях человека:
- Происходит «застревание» в негативных переживаниях.
- Присутствует постоянное чувство вины, невыполненного долга.
- Возникает преувеличенное переживание относительно мелких житейских проблем.
- Ярко проявляется нерешительность.
- Формируется заниженная самооценка.
- Возникает ощущение постоянного беспокойства, неуверенности в завтрашнем дне.
В итоге приводит к устойчивой чертой характера человека. Личностная тревожность — обусловленная недействительной ситуацией, а представляемая личностью, эмоциональная реакция ожидания опасности от возможных последствий событий, предчувствие возможной неудачи, воображаемая угроза.
Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Повышенная тревожность, обусловленная страхом возможной неудачи, оценки со стороны взрослых или сверстников, является приспособительным механизмом, повышающим ответственностью индивидуума перед лицом общественных требований и установок.
Ситуативная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, нервозностью.
Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Повышенная тревожность, обусловленная страхом возможной неудачи, оценки со стороны взрослых или сверстников, является приспособительным механизмом, повышающим ответственностью индивидуума перед лицом общественных требований и установок.
Какой вывод из выше сказанного можно сделать ?
Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень полезной тревоги.
По мнению З. Фрейд связывает тревогу с состоянием нарастающего психического напряжения, которое является в свою очередь результатом, не находящей выхода энергии либидо. И затем в «Лекциях по психоанализу» (1916–1917) он уже однозначно говорит о том, что возбуждение, не завершившееся разрядкой, превращается в страх и проявляется в неврозах страха.
Таким образом, страх и тревога видятся как обратные, отрицательные стороны сексуального влечения.
Понравилась статья? Ставьте п
алец вверх!
Все вопросы и предложения в комментарии.
Подписывайтесь на наш КАНАЛ.