Найти в Дзене
Борец на руках

«Армрестлинг – это литературный вид спорта». Интервью «Живу Спортом» с армрестлером Денисом Курловым

Корреспондент «Живу Спортом» - Роман Бубнов – взял интервью у Дениса Курлова, звезды армрестлинга Литературного института им. А. М. Горького. Денис – учитель в московской школе и аспирант Литинститута. Скоро спортсмен начнет свой путь среди профессионалов, а пока рассказывает читателям «Живу Спортом» интересные детали про армрестлинг и доказывает, что его любимый вид спорта – крутой, красивый и доступный.

- Почему твой выбор пал именно на армрестлинг?

- Я занимаюсь спортом с самого детства, примерно лет с восьми. Сначала плотно занимался каратэ, затем, когда поступил в институт, стал посвящать себя гиревому спорту. Как-то так всё это закрутилось, позже выступал на различных соревнованиях по ВУЗам, выполнил первый взрослый разряд.

- Это помогло в дальнейшем увлечении армрестлингом?

- Да, гиревой спорт развил во мне крепость ног, рук, тела. Стала сильнее общая крепость связок.

- Что было дальше?

- В шестнадцатом году мы уже частенько боролись с братом, причём делали это буквально на стуле! Смотрели ролики с Бресненом и Воеводой (Тим Бреснан и Алексей Воевода – легенды мирового армрестлинга – прим. «Живу Спортом»). Воевода очень вдохновил! В частности, зацепил его стиль борьбы – «верхобок».

- Можно сказать, что Воевода – это тот, кто вдохновил на занятия армрестлингом?

- Да, а ещё Джон Брзенк и Денис Цыпленков. Пожалуй, это три основополагающих армрестлера, на которых я ориентировался изначально. Потом уже узнал о Пушкаре, Золоеве, Тодде, Ларрате и других.

- Получается, углубленно интересоваться армрестлингом ты начал только в шестнадцатом году?

- Верно, я вернулся осенью в Москву и сам стал что-то пробовать, делать. Сразу подтянул своего друга Игоря, потому что в армтренировках крайне важна именно борьба. Мы начали нарабатывать технику, так как толком ещё ничего не умели. Грубо говоря, боролись по беспределу, отсюда были и первые травмы, которые мы также получили вместе. Игорь, кстати, сейчас живет в Санкт-Петербурге и занимается в зале у Абаева Виктора Михайловича - легенды питерского армрестлинга.

- Где борешься сейчас ты?

- На прицепе у Васи Сорокина. Вася достаточно известный человек в мире армрестлинга. Раньше я чаще боролся на прицепе, сейчас не всегда хватает времени. К тому же вся эта история понемногу становится платной из-за различных коллабораций с блогерами. Появляется коммерческая основа. В принципе, это нормально. А так я борюсь везде, где могу, в том числе у себя на работе (улыбается).

- А где трудишься?

- В школе №2097, что в Северном Тушино. «Борюсь у себя на работе» - это со старшеклассниками (улыбается).

- Ого! Учитель?

- Да, преподаю русский язык и литературу, сам пишу по совместительству. Недавно написал целый роман! Ещё учусь в аспирантуре, сейчас дописываю диссертацию.

- Где поддерживаешь форму?

- Занимаюсь в зале на районе. Кроме того, езжу тренироваться в клуб «Северный медведь».

- В соревнованиях уже участвовал?

- Да, выступал на чемпионате Подольска. К сожалению, не хватило соревновательного опыта. Проиграл, потому что не умел бороться в завязках. Это было одним из самых первых моих выступлений. Ещё были любительские состязания в 2018 году, которые проводились на территории Института мировых цивилизаций. Там удалось занять четвёртое место. Да, не призовое, но именно на тех соревнованиях я понял, что могу и хочу бороться.

- В 2016 году ты только начал интересоваться армрестлингом, а спустя всего два года уже подобрался к призовой тройке и окончательно поверил в себя?

- Выходит, что так. Года через полтора после сильной заинтересованности в армрестлинге у меня появилось ощущение, что я готов к серьёзным соревнованиям. Более того, это стало одним из самых приятных моментов в моей жизни. Это такое чувство, когда осознаешь, что можешь побеждать соперников, значительно превосходящих тебя в объёме мышц и опыте. Вот стоит соперник, у него огромные бицепсы, а у меня руки – палочки по сравнению с его. Тем не менее, я одерживаю над ним победу, потому что знаю, как включить и рационально использовать своё верховое движение.

- Недавно ты ещё стал призёром на соревнованиях среди любителей.

- Это был отбор на окружную Москву от Северо-Восточного административного округа (СВАО). Было очень много спортсменов, я провел шесть или семь поединков только на правую руку, а это, между прочим, очень даже прилично! Там я проиграл лишь одному парню, который в итоге стал первым - и по СВАО, и на окружной Москве. Он был просто сильнее от природы, плюс обладал сильным боковым движением.

- Расскажи о планах на ближайшее будущее. Планируешь двигаться в сторону профессионального спорта?

- Конечно. Осенью планирую выступить на чемпионате Москвы, хочу потягаться с профессионалами. Основная цель – получить звание кандидата в мастера спорта России. Для этого мне нужно войти в пятёрку лучших по сумме результатов двух рук. Например, становишься вторым на правой руке и третьим на левой.

- В предвкушении каких соревнований сейчас находятся армрестлеры и кто тебе импонирует как борец?

- Что касается соревнований, то, безусловно, это ТОП-8. Если по второй части вопроса, то мне очень нравится Евгений Прудник. Нет, не потому, что он сильнее всех. В первую очередь нравится то, что Прудник выступает на фоне огромных спортсменов по типу Левана Сагинашвили, Дениса Цыпленкова или Виталия Лалетина, у которого вообще рост за два метра и уникальная антропометрия.

- Прудник на фоне вышеперечисленных – условный андердог?

- На фоне этих ребят – да. Но при этом Евгений тот, кто прогрессировал в течение десяти лет и очень долго шел к своей цели. Прудник – самый стабильный спортсмен, которого я знаю из мира армрестлинга. У него нет особых откатов, что означает, что он, скорее всего, не «химичит». А это очень здорово! Для меня Прудник – пример стабильности и постепенного восхождения к своей цели. Да, у него, как и у всех, были поражения, но сейчас Евгений набрал сумасшедшую форму и, например, вынес Рустама Бабаева в одну калитку! Мне нравится стиль борьбы Евгения: и верхом умеет, и в крюк – очень разносторонний спортсмен. Кроме того, он ещё и артист Киевского театра оперетты (улыбается).

- А писатели есть среди армрестлеров?

- Будут! (улыбается). Мы работаем в этом направлении.

- Давай более подробно поговорим о специфике твоего вида спорта. Я видел в Интернете видео, где хилый парнишка не оставляет шансов какому-нибудь здоровяку.

- Есть видео, которое называется «Гигант офигел от ботаника». У него почти восемь миллионов просмотров, кажется. Так там как раз Вася Сорокин удивляет качков в зале своей силой. Здесь нужно понимать нюансы. Армрестлинг – это жесткие углы. Например, парень, который поднимает сто килограммов на бицепс, обязательно проиграет парню, который поднимает тридцать, но у которого отработаны углы, необходимые для армрестлинга. Плюс важен сухожильно-связочный аппарат. Именно поэтому парни худые могут выносить огромных тяжей.

- Значит, связки важнее мышц?

- Сто процентов.

- Какие техники борьбы существуют в армрестлинге?

- Три стиля – «верх», «бок» и «крюк». Ещё есть борьба в трицепс, но это уже подстиль, который можно не выделять отдельно. Если ещё проще – есть «верх» и «крюк», а «бок» включается и в той, и в другой вариациях. Нет у тебя хорошего бокового нажима, значит, и «верх» будет не так эффективен.

- А борьба в трицепс?

- Это такая своеобразная техника для добивания соперника, довольно травмоопасная. При этом знаю спортсменов, которые изначально выставляются при захвате на борьбу в трицепс. Но на всякое действие можно найти противодействие. А про травмоопасность – это в том случае, если ты борешься в трицепс и твою руку резко «дернут». Так легко можно получить перелом.

- Какая борьба ближе тебе?

- Верховая, потому что у меня руки длинные. И, соответственно, рычаг длинный. Зачем мне, допустим, с моими длинными руками уходить на минус первый уровень и лезть в крюк с ребятами, у которых короткое толстое предплечье, если можно выиграть кисть и додавить? Ведь если я буду бороться не верхом, то и необходимый мне угол теряется, а вместе с ним и преимущество.

- Значит, нет универсального стиля и у каждого армрестлера есть свое ключевое движение, в которое ещё нужно «зайти»?

- Совершенно верно. То есть ещё до старта нужно не дать сопернику занять удобное для него положение, и обязательно занять удобное положение для себя (улыбается).

- Как проходит твоя тренировка?

- Каждый раз по-разному, у меня нет какой-то системы. Делаю жим, поднимаю на бицепс, также делаю специализацию – упражнения на пронацию, кисть и пальцы. Когда понимаю, что какое-то место слабее, то начинаю укреплять конкретно его. Упражнения выбираю, отталкиваясь от своего опыта и от советов, которые получил от своего тренера в «Северном медведе» - Александра Келейникова.

- Что важнее – база или специализация?

- Нужно понимать, что база для армрестлинга – это упражнения на специализацию. А прямо база-база – это жим, присед и становая тяга. Но я убежден, что большинство армрестлеров кокетничают, когда говорят, что не делают, допустим, жим. Потому что общая физическая подготовка (ОФП) в армрестлинге крайне важна, а силовая мощь как раз проверяется в жиме. Я думаю, что база раз в неделю и специализация два-три раза в неделю – оптимальное сочетание.

- Не могу не спросить: сколько жмешь?

- Делаю 110 килограмм на раз при своем весе, а это всего около восьмидесяти. Присед и становую почти не делаю. А на бицепс подниму килограмм 75. С читингом, конечно (улыбается).

Мне нравится подъем на бицепс. В принципе, и эффективно, и можно без страховки делать.

По факту - это общая «физуха». Для армрестлеров бицепс тоже очень важен.

- Есть ли упражнения на блоке в твоей программе? Слышал, что они крайне эффективны.

- До недавнего времени блока не было, потому что в зале, где я чаще всего бываю, его попросту нет. Но недавно придумал кое-что, заменяющее его.

- Круто придумано! Удобно так?

- В целом, так даже труднее, чем на настоящем блоке. Из-за большей силы трения нагрузка возрастает. Конечно, с настоящими тренажерами было бы сподручнее, видишь, у нас нет специальной ручки. Ну, что есть, то есть.

- Заметил, что и стол у вас не стандартный.

-Да, сами сварили. У него нет подушек, он чуть выше, чем должен быть, но все равно удобнее, чем так, как боролись раньше – с Игорем, например, в шестнадцатом году вообще на доске боролись.

- Выходит, армрестлинг такой спорт, который не требует какой-то особой экипировки? Расскажи про минимальный набор тренажеров для человека, который решил заняться армрестлигом.

- Всё очень бюджетно. Основное – это наличие стола. Если есть стол – это 70 процентов успеха. Далее – гантельки и гири. Можно подтягиваться на перекладине, отрабатывая углы. Ещё можно эффективно заниматься с полотенцем – подъем на бицепс через кисть. Очень эффективное и, кстати, моё секретное упражнение (улыбается).

- Наверное, просто «взрывает» предплечья?

 - Еще как! И кисть солидно «подгружает».

- А тем, у кого нет гири и гантелей, как быть?

- Есть турник, отжимания на пальцах. Можно взять сумку и набить её кирпичами, книгами, да чем угодно! И поднимать через полотенце. Но основное – это борьба. Так что нужен ещё как минимум один человек.

- Назови самое полезное и эффективное упражнение для новичка.

- Если прям новичок, то необходимо месяц-другой укреплять запястье – это подтягивания и отжимания. Если же человек уже чуть-чуть в теме и может, допустим, подтянуться раз пятнадцать и отжаться раз сорок, то ему будут полезны упражнения на блоках. Это очень эффективно, потому что движения в этих упражнениях максимально близки к тем, которые осуществляются во время борьбы.

- Насколько травмоопасен твой спорт?

- Повреждения случаются, не без этого. Я все травмы заработал в начале своего пути, когда не умел бороться, или, когда входил в азарт, то есть специально заходил в опасные положения с целью додавить соперника. А вообще, дам совет новичкам – если чувствуешь, что не идет, то лучше отдать руку, чем травмировать её. Нужно не бояться проигрывать, хоть это и трудно (улыбается).

- То есть, за два с половиной года ты травмировался только однажды - в начале?

- Да, надрывал локтевую связку, причем на обеих руках. В дальнейшем уже буду осторожнее, потому что теперь знаю, как точно делать не нужно.

- Ты, как человек, интересующийся и разбирающийся в искусстве, можешь сказать, что полезного дает армрестлинг для жизни? Может, какие-нибудь философские уроки в духе «Никогда не сдавайся!», но ты говоришь, что лучше отдать руку, если проиграл и не заходить в опасные положения.

- При занятии армрестлингом у человека проявляется характер. Но не в том отношении, что я либо иду до конца, либо я отступаю. Скорее, стиль борьбы как следствие характера.

- То есть, верховая борьба - для тех, кто любит доминировать?

-Нет (смеется). Имею в виду, что кто-то стартует очень быстро, включается на максимум и старается сходу добить. А есть вторые номера, которые принимают атаку другого. Разные философии, разные подходы к жизни. Есть те, кто взрываются очень быстро, но не могут долго бороться, и есть те, кто не взрываются, но борются очень долго. Есть спринтеры, а есть стайеры. Есть те, кто молниеносно взрываются, но быстро угасают, а есть те, кто набирают не сразу, очень долго горят, и с ними как раз можно увязнуть. В такую вязкую борьбу попадаешь и проиграешь.

- Наверное, такая дисциплина отражается во многих сферах жизни.

- В каком-то смысле да. Плюс волевые качества. Мне лично армрестлинг нравится тем, что это, с одной стороны, единоборство, с другой - после поединка ты с соперником остаешься не врагом, а другом. В армрестлинге очень важно уважение. В принципе, как и в любом другом виде спорта.

- На первый план выходит тактильность? Ну, рука за руку.

- Да. В армрестлинге другие принципы спортивного состязание ещё. Порой здесь важнее суметь перетерпеть, передержать соперника, дождаться того момента, когда у него закончатся силы.

- Но ведь это есть и в других видах спорта.

-Да, но в армрестлинге от этого появляется некая драматургия в миниатюре. Ты можешь забрать руку своего оппонента и почти довести её до подушки, считая, что уже почти победил. Ты думаешь, что уже знаешь, как с ним бороться и что победа у тебя в кармане. Потом – бац! Он преподносит что-то неожиданное для тебя. Ты не ожидал, а он это сделал, перестроился. Поэтому нет законченных состояний, нет чемпионов, которые не проигрывают, всегда есть новые успешные рукоборцы. В этом плане армрестлинг очень динамичный вид спорта.

- Странный вопрос, но, может, есть какая-нибудь связь литературы и армрестлинга?

- Я считаю, что армрестлинг – это литературный вид спорта. Начнем с того, что «Старик и море» Хемингуэя – это история о том, как главный герой, рыбак Сантьяго, пытается вытащить гигантскую рыбу! Он понимает, что та сильнее его, но не упорнее.

- То есть он перетерпел и победил?

- Там очень красивая и поучительная история. Все остальные уже разошлись, уснули, а они борются. Больше суток продолжался этот поединок, своеобразный армфайт (смеется). Такая форма, конечно, гиперболизирована, но в ней есть правда.

- Это очень неожиданная и красивая концовка интервью! Всем читать «Старик и море» и потом сразу в зал – заниматься армреслтингом!