Сейчас очень часто обсуждают закон о домашнем насилии. Кто-то активно его продвигает, а кто-то говорит, что это бесполезно и он портит институт семьи. И тех, и тех на самом деле можно понять, и это можно бесконечно обсуждать, но я свою позицию заняла. Закон нужен. Просто я хочу вам пересказать историю, которая случилась с моей подругой, без имен, без лиц, без указания места действия. На самом деле эта история могла случиться с любым.
Моя подруга знала своего будущего мужа перед тем, как выйти за него два года с небольшим. Они были очень хорошей парой, он строил карьеру, она мечтала о детях и большой семье. За месяц перед свадьбой они купили участок, где хотели строить большой дом. Катя, назовем ее так, души не чаяла в своем муже. Он действительно был очень внимателен, учтив, единственное, что смущало нас, как подруг, что он был немногословен с нами, и даже как-то холоден в общении. А еще, Катя жаловалась, что супруг любит отпускать обидные замечание в ее адрес в кругу их общих друзей. Но при родителях или родственниках никогда. А еще через полгода был наверное первый звоночек, когда муж Кати, пусть будет Леша, запретил ей слишком часто встречать не только с подругами, к тому моменту мы Катю вообще раз в месяц видели, но и с ее сестрами. Он называл их гулящими, ветреными и говорил, что Катю они могут научить только разгульным вещам. Она очень любила мужа и верила ему. Наше общение становилось все реже и реже. Через год, через общих знакомых, я узнала через знакомых, что Катя уволилась с работы, и вроде бы как забеременела. Я решила, что это самое время, что бы возобновить отношения.
Мы встретились в кафе. У Кати был огромный живо. Она была очень устала, нервна, и ничего не стала заказывать сославшись на нехватку денег, хотя была хорошо одета и обута. Говорить о муже она отказывалась, хотя в разговоре проскальзывало: он содержит меня, он защищает меня, только один раз она обмолвилась, что-то типа: он контролирует меня, но тут же замяла этот разговор. Вообще все наше общение было односторонним и нервным, я угостила Катю пирожным и чаем, на которые она жадно набросилась, а потом призналась, что врачи сажают ее на диету, так как она очень поправилась, и муж поэтому не дает ей денег. Мне показалось это очень странным. Через минут сорок нашего общения у Кати зазвонил телефон и она за секунду собравшись, даже не доев и не допив, выбежала на улицу. Я не скажу, то Катя выглядела побитой, неухоженной, но была в ней какая-то подавленность.
Но то, что муж на нее руку не поднимал было, практически, очевидно. Я подумала, что наверно Катя сама не хочет с нами общаться и решила больше не мешать ей.
А через три дня она позвонила мне. Вся в слезах. Спросила, могу ли отпроситься с работы и может ли она придти ко мне?
Я согласилась.
Катя была заплакана, она прижимала к себе сумку и тихо прошептала, что украла у мужа деньги, потому что боится, что он оставит ее не с чем. И рассказала, что с ней произошло, а произошло с ней все в "лучших" традициях домашней тирании.
Сначала такой внимательный и учтивый муж, стал постепенно меняться и перестраивать жизнь своей жены. Во-первых он ограничил ее в общении. Общаться можно только с родителями или проверенными людьми, а проверенными людьми были его сестры и их общие друзья, где как ни странно все жены слушались своих мужей. Катя этого тогда как-то не заметила. Тогда все ее мысли были поглощены беременностью, оказалось, что они решили пытаться забеременеть еще до свадьбы, но ничего не получалось. Поэтому все мысли были только о ребенке. В этих же мыслях она пропустила важный момент, когда ее муж перестал вкладывать свою зарплату в общий бюджет. Он говорил, что копит на машину, а Катиной зарплаты им двоим вполне хватает. Они активно строили дом, поэтому денег всегда было мало, но Катя на это внимание не обращала. Дом строился, а она думала только о беременности, в этот же момент, Катя продала квартиру-однушку, которая ей досталась от бабушки и вложила вырученные деньги в их дом.
Леша сказал ей, что Кате нужно уволиться с работы, потому что именно из-за этого она не может забеременеть. И Катя послушалась и ушла с любимой работы. И, о чудо, она сразу же забеременела! Счастью не было предела, ровно до тех пор, пока у нее не кончились отложенные деньги и тогда она начала спрашивать у Леши, где же его зарплата? Вот тут наконец-то и проявился Лешин характер. Теперь, Катя должна была спрашивать деньги у супруга на любую свою покупку. От банальных трусов до хлеба. Все было по чекам, ничего дорогого купить было нельзя. Одежду и вовсе Леша сам покупал Кате, и к слову, она не была без одежды, или например у нее всегда были деньги на телефоне, но свободных денег на руках не было. Катя терпела свою изоляцию, невозможность сходить в магазин даже за хлебом, когда хочется, тотальный контроль со стороны Леши. Он очень пристально следил за ее жизнью, слушал телефонные разговоры, выбирал одежду в которой она будет ходить, ходил с ней ко всем врачам, слушал все их рекомендации. Когда гинеколог сказал Кате, что она слишком поправилась (видимо на нервной почве) Леша ограничил ей доступ к еде, оставляя минимум, который ей разрешали врачи. Нет, она не голодала, но чувство было мучительное. Он не кричал на нее, не бил, но мог унизить, обозвать или сказать, что она обязана чуть ли не жизнью ему, за то, что он кормит тупую толстую Катю, которая забеременеть-то с первого раза не может. Иногда пугал ее, что у такой глупой женщины заберут ребенка, и что он легко может выгнать ее из дома, потому что земля была куплена до свадьбы, и все что на этой земле его,а она никакого права здесь иметь не будет. Все это было сказано спокойно и холодно, оттого особенно жутко. Но Катя как-будто не видела всего этого. Она очень любила Лешу, своей болезненной любовью.
Но все рухнуло в один миг. Она прочитала его переписку, которую он случайно забыл закрыть на компьютере и узнала, что у него есть другая, при том давно, при том она-"другая" знает о Кате. Все знает о Кате! О том, что она беременна, что сильно поправилась, что Катя страшная и что слушается Лешу, как собачка. Эта переписка открыла ей глаза на многое.
- Как я могла быть такой слепой? Как я не видела как загоняю себя в подчинение. Зачем ушла с работы? Зачем отдавала ему все деньги, Почему продала квартиру и вложила ее в дом? Где были мои мозги? Неужели я не видела, чего он добивается? А вчера я рассказала ему, о том, что знаю о другой, что видела их переписку. И впервые он закричал на меня. Он бил рукой об стену, кричал, обзывал, говорил, что теперь у меня нет никаких шансов, что я загубила свою жизнь. Что он выгонит меня из своего дома и ребенка заберет.
- Надо идти в полицию, - решительно заявила я.
Катя махнула рукой:
- Полиция, что она сделает? Он меня не бьет, еда есть, одежда есть, что ему предъявят, что он завел любовницу? Я решила по своему. У меня в сумке сто тысяч. Пока он спал я украла деньги. Он-то думал, что я не знаю, где он прячет, но я же не совсем глупая! Я уйду от него и больше не дам ему меня напугать. Только... можно я у тебя переночую, а завтра к родителям в деревню. Там уже буду юриста искать.
У этой истории хороший конец. Катя добилась раздела имущества, над ребенком у них совместная опека, не без проблем конечно, но она смогла. Сейчас уже с тех событий прошло восемь лет. У Кати есть сожитель, хороший мужчина, учтивый, добрый, который зовет ее замуж и просит родить ему ребенка, но она отказывается.
- Я до сих пор помню, как он кричал на меня беременную, а я боялась, что о сейчас меня ударит. Вдруг это случиться вновь. Вдруг тогда я уже не смогу уйти?
А как вы относитесь к закону о домашнием насилии?