Автор этого обзора Кэролин Эмерик (Carolyn Emerick), и он исключительно интересен, особенно тем, кто интересуется историей и мифологией.
Мы все знаем, что Рождество - это праздник, который посвящен рождению Иисуса Христа. Но Рождество, как и многие другие христианские праздники, берет свое начало в язычестве. День Зимнего Солнцестояния, праздник света, который знаменовал приход Солнца и поворачивал колесо года, отмечали древние германцы, кельты и скандинавы. Назывался он Йоуль (Jule). Прототипом славного Санта-Клауса вполне мог быть бог Один. Но у Йоуля есть и женская сторона. С празднеством были связаны не только боги, но и богини, образы которых сохранились у многих народов современной Европы, но, к сожалению, как и многие другие божества, они остались в прошлом и не упоминаются при праздновании христианского Рождества.
У германских народов частью Йоуля было празднество Модранихт (Modraniht). Йоуль продолжался 12 дней и был не однодневным праздником, а фестивалем, который начинался за несколько дней до Зимнего Солнцестояния и заканчивался через несколько дней после.
Если вы знакомы с немецким языком, то должно быть, уже догадались, что Модранихт созвучно Mutternacht. Действительно, название праздника можно перевести, как Ночь Матери или Ночь Матерей. К сожалению, об этом празднике известно немного, поскольку Христианство сделало все, чтобы знания о нем канули в Лету.
Но мы знаем, что этот праздник был посвящен материнству и предкам женщинам. Похоже, именно женщинам отводилась роль хранительниц рода.
Ведь женщины, пока мужчины воевали, охотились или торговали, оставались единственными, кто может защитить и дом, и род. Поэтому германские женщины учились владеть мечом, и хотя они нечасто принимали участия в битвах, воевать им все же приходилось. О женской доблести на поле боя сохранилось немало свидетельств. Так что, все, кто оставались дома, когда мужчины его покидали, видели в женщинах покровительниц и защитниц.
Поэтому множество германских женских имен несут в себе "боевые" элементы. Например, имя Матильда переводится как "могущественная дева сражений."
Германские народы поклонялись предкам женщинам. Их поминали не только на Модранихт, но и на празднике Осеннего Равноденствия - Дисаблот.
В южной Германии существовал культ Матерей, которых называли Matres или Мatrones.
Празднование Модранихт приходилось на Канун Рождества. К сожалению, множество из дохристианских традиций утрачены, поскольку мудрость и знания древних народов передавались в основном из уст в уста, и языческие религии уступили Христианству, которое переиначило историю на свой лад, превратив языческих богов и богинь в святых.
Но так или иначе, многие христиане прекрасно осведомлены о том, что Христос не был рожден в декабре, и что Пасха (Easter) названа так в честь богини Эстеры или Астарты. Культ святых был придуман церковью, чтобы отвратить людей от языческих божеств и привлечь на сторону Христианства.
Одной такой святой является Святая Лючия. В южной и северной Европе Лючия ассоциировалась со светом. Ее чествовали 13 декабря. Этот день знаменовал собой начало прихода Зимнего Солнцестояния или возрождения Солнца.
В Скандинавии Лючию изображают несущей сноп колосьев, который является атрибутом, присущим языческим божествам. Кстати, часто за нею следуют так называемые звездные мальчики, которых скандинавы называют stjarngossar или tomtenissar, что очень значимо, поскольку оба слова tomte и nissar обозначают эльфов. А эльфы - мифологические существа.
В Германии отголоски язычества сохранили в себе такие рождественские персонажи, как Кристкинд (Christkind). В переводе это звучит как Дитя Христа. И представляет это дитя именно взрослая женщина, которая одаривает детей на Рождество, так же, как это делает Святой Николай.
Кстати, германские, кельтские, финно-угорские, балтийские и славянские народы в древности имели немало общего, касательно религии, традиции, верований, уклада жизни и даже языков. Поэтому невозможно не упомянуть всеми нами любимую Снегурочку, снежную девочку, внучку добродушного и веселого Деда Мороза. Возможно, когда-то она была одной из богинь, покровительствующих зиме. Ее образ и поныне сохранился в фольклоре.
Еще одна значимая женская фигура Рождества, которую атаковала Церковь, это госпожа Холле (Frau Holle), Хульда или Хольда. Которая была женой Вотана. Вотан и Холле вместе выезжали на Дикую Охоту, как и Один со своей женой Фриггой. А иногда Фригга или госпожа Холле отправлялись на охоту в одиночку без Одина.
Все, что осталось от Дикой Охоты, это Санта-Клаус, который каждый год несется по небу на своих санях, запряженных оленями.
Госпожа Холле живет в фольклоре, так же как и Снегурочка. Сказки, в которых она фигурирует, были записаны братьями Гримм. Вы же наверняка читали сказку о госпоже Метелице, к которой попадает бедная падчерица, уронившая веретено в колодец. Легенды о ней живут в Нидерландах, Австрии, Швейцарии, во Франции и Польше, и даже в Чехии.
Следующий женский персонаж - это Перхта (Perchta), которую знают, как Даму в Белом, а еще зовут Берхтой или Бертой.
Иногда ее описывали, как очень красивую женщину, а иногда, как ужасающего монстра, и если Холле осталась в фольклоре Госпожой, то Берта превратилась в чудовище, которое приходит из лесу и терроризирует добропорядочных крестьян на Рождество. В этом она похожа на злобного рогатого Крампуса.
Маленьких итальянцам рождественские подарки приносит не бородатый старик, а рождественская ведьма, Бефана. Возможно, между Бефаной и Бертой есть связь. В предгорьях Альп, в Италии тоже существует своя Белая Дама, Witte Wieven. Ее образ - это женское воплощение духа умершей мудрой женщины. Отсюда же происходит слово "ведьма", от англо-саксонского "wicce".
Ведьм демонизировало Христианство, в древности ведьмы были не только злыми, но и добрыми, о чем свидетельствует рождественская Бефана, которая охотно одаривает итальянских детишек на Рождество.
В Исландии тоже есть своя рождественская ведьма, которую зовут Грила или Грала. Ее упоминал Снорри Стурлусон в Эдде. В исландской мифологии Грила является матерью злобных существ, которые похожи на гномов. В Рождество они спускаются с гор, чтобы сеять панику среди горожан.
А еще Грила наказывает непослушных детей. Так же, как и Крампус, она утаскивает озорников в своем огромном мешке.
Среди всех упомянутых женских персонажей и божеств, Кэролин особенно заинтересовала Хольда или Холле. Но каждый образ интересен и завораживает по-своему, потому что в сказочных персонажах скрыта история, которая зовет за собой, и не оставляет сомнений - женщины всегда играли значимую роль в жизни общества, а роль хранительницы всегда была совместима с ролью воительницы, при том, что древние народы изо всех сил стремились к тому, чтобы сохранить баланс двух начал.