Строго говоря, керамика из Брно и не богемская вовсе, а моравская. Но, поскольку Моравия принадлежит к одному культурному пространству с Богемией, мы не будем разделять их в нашем коротком очерке о чешских глиняных изделиях...О керамике «червона малована» читайте тут.
14 век для керамического производства в данном регионе был уникальным периодом. В это время старые способы изготовления изделий соседствовали с новыми методами. Так, для более раннего времени был характерен «медленный гончарный круг», состоявший из одной, по сути, тяжелой плиты, которую крутил гончар и на ней же размещалось изделие. В 14 веке начинают применять уже «быстрый гончарный круг», состоявший, как все знают, из тяжелого маховика внизу и платформы для лепки вверху станка. Это потребовало более качественного сырья в производстве - подготовленной глины без крупных включений. Однако, он позволял добиться лучшего качества изделия, так как освобождал руки от раскрутки круга (нижний маховик крутили ногами) и сосредоточиться на самой глине.
Разумеется, этот новый метод для 14 века нельзя было назвать господствующим. К слову сказать, «медленный гончарный круг» можно увидеть в российских и белорусских деревнях ещё в начале 20 века на ранних фотографиях.
В методе обжига так же господствовала традиционная технология. Чешские печи достигали в среднем 900 градусов, что, в общем-то, для обжига не так много. На финальной стадии в печь закидывали сырые дрова с листьями или мокрые опилки. Подымающийся чад окуривал керамические изделия и сажа забивала поры в глине, делая ее водонепроницаемой. Керамика «палена древом» приобретала характерный чёрный цвет или темно-серый. Но технология не стояла на месте и в ряде случаев были построены печи, позволявшие достигать более высокой температуры. Изделия, обжигаемые при 1300 градусах обладали большей прочностью, не впитывали запахов, не требовали дополнительной обработки и позволяли экспортировать в соседние области. Цвет, получавшийся в конечном итоге, варьировался от шоколадного до оттенков терракотового.
На реконструкциях бокалов по археологии Брно вы можете видеть оба этих способа производства. Здесь и чёрные «паленые древом» и терракотовые образцы каменной керамики. Форма бокалов восходит, по мнению чешских исследователей, ещё к раннеславянским. Это подтверждает, неоднократно повторенную мною мысль, о поразительной живучести народной культуры, сохраняющейся сквозь столетия. «Похары» с крышками это наша версия. Глиняные крышки находят в большом количестве. Большие для горшков и малые для других видов сосудов. Бокалы с крышками характерны для изделий из металла, мы же попробовали совместить их в глине. Теперь в пиво точно не упадёт муха.
Кубки изготовлены дружественной мастерской "Чёрный пёс" по собранным нами материалам и переводам. Все они имеют примерно равный литраж, который в 14 веке, по всей видимости, регулировался местными законами и обычаями и равнялся 1 пинте.
Понравилась статья? Подписывайтесь на канал и ставьте лайк, дальше будет еще интереснее