Найти тему

Вероника Скворцова: «Необходима масштабная ревизия инфраструктуры в соответствии с реальными потребностями населения»

На расширенном заседании президиума Госсовета по теме «О задачах субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения» министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова отметила преобразования, произошедшие в отечественном здравоохранении, работающие на формирование единой национальной пациентоориентированной системы. Но службе здоровья предстоит еще «масштабная ревизия инфраструктуры в соответствии с реальными потребностями населения».

Три уровня охраны здоровья

— Была разработана и внедрена трех­уровневая модель регионального здравоохранения, получившая широкое признание в мире и используемая во многих странах. Для оказания современной экстренной специализированной помощи при жизнеугрожающих состояниях в течение «золотого часа» поэтапно создан второй — межрайонный — уровень. Сегодня работают более 1200 ангионеврологических и кардиологических сосудистых центров, 1500 травмоцентров, что позволило снизить с 2008 года смертность от инсультов и комбинированных травм более чем в 2 раза.

Сформирован третий уровень системы — это уже 836 головных региональных организаций, что привело к увеличению объемов ВМП в 5,3 раза при существенном расширении перечня диагностических и лечебных технологий. В том числе созданы 94 перинатальных центра, координирующих региональные системы родовспоможения, что позволило снизить материнскую и младенческую смертность на 56 и 40% за 10 лет, до одних из самых низких в мире показателей.

Внимание первичному звену

— Тем не менее состояние первичного звена здравоохранения не может нас устраивать. Большая часть инфраструктуры создавалась более 70 лет назад и дополнительно пострадала в 90-е и 2000-е годы, особенно в сельской местности. В 2014-2016 годах впервые с советского периода были пересмотрены требования к размещению инфраструктуры первичного звена здравоохранения. С 2014-го по 2018 год было введено в строй более 2,4 тыс. новых сельских медицинских объектов. А число поликлинических отделений районных и центральных районных больниц увеличилось на 26% — до 11,5 тыс. По итогам 2018 года из 45,7 тыс. населенных пунктов, требующих наличия ФАПов, осталось обеспечить 499.

С 2019 года стартовали шесть федеральных проектов нацпроектов «Здравоохранение» и «Демография», направленные на совершенствование работы первичного звена. Так, до конца текущего года регионы должны построить не менее 390 ФАПов и в следующем году завершить строительство объектов сельской медицины. Для медицинского обеспечения жителей малонаселенных пунктов (меньше 100 человек) активно внедряются выездные формы работы. Число передвижных подразделений в регионах увеличилось до 3800, а число выполненных ими посещений превысило 4,2 млн в год. К 2022 году в рамках нацпроекта запланировано приобретение еще 1300 мобильных диагностических комплексов. Для оказания медпомощи жителям труднодоступных районов страны с 2016 года развивается санитарная авиация.

Вместе с тем, не преодолев накопившегося износа и технологического отставания районных и центральных районных больниц, поликлиник и амбулаторий, мы не сможем сделать первичное звено доступным и качественным. Необходима масштабная ревизия инфраструктуры в соответствии с реальными потребностями населения в привязке к каждому населенному пункту и численности проживаемого в нем населения и с учетом транспортной инфраструктуры, коммуникаций и уровня развития цифровых технологий, а также с учетом прогноза демографических и миграционных изменений.

Цифра послужит медицине

— Значительный резерв для повышения доступности медпомощи и комфортности условий ее получения заключен в развитии цифровых технологий. С 2014 года число медорганизаций, использующих медицинские информационные системы, увеличилось в 7 раз — до 15,5 тыс. Сегодня перед регионами стоит задача обеспечить соответствие этих систем утвержденным единым требованиям. Только в этом случае до 2022 года мы сможем завершить создание единого цифрового контура национальной системы здравоохранения, включающего все необходимые подсистемы — маршрутизации и управления потоками пациентов, диспетчеризации санитарного авто- и авиатранспорта, лекарственного обеспечения, лабораторных и инструментальных исследований.

Сила кадрового потенциала

— Вся деятельность здравоохранения зависит от кадрового обеспечения отрасли. После отмены обязательного распределения выпускников медицинских учебных заведений в системе сформировались серьезные кадровые дисбалансы, прежде всего острый дефицит кадров в первичном звене и по ряду сложных специальностей при параллельно существующем профиците. Для возможности кадрового обеспечения даже самых удаленных районов страны были разработаны и внедрены новые механизмы, позволяющие закреплять кадры на рабочих местах по реальной потребности. Благодаря этому только за последние 1,5 года, с 2017 года, дефицит врачей в первичном звене сократился на 10 тыс. — с 35 тыс. до 25 тыс., а среднего персонала — на 12 тыс., со 142 тыс. до 130 тыс.

Однако сохраняющаяся острота кадровой проблемы в первичном звене потребовала принятия дополнительных мер. Минздрав пересмотрел правила конкурсного поступления в ординатуру. Особые преимущества при поступлении будут иметь молодые специалисты со стажем работы в первичном звене.

Единые критерии качества

— Основополагающим признаком единой национальной системы здравоохранения являются общие требования к качеству медпомощи на всей территории страны. С 2012 года были разработаны и внедрены обязательные к исполнению порядки оказания медицинской помощи по профилям, национальные клинические рекомендации при основных заболеваниях человека, критерии качества медицинской помощи, являющиеся базой для любых контрольных и экспертных мероприятий. Совместно с Национальной медицинской палатой разработаны и утверждены профессиональные стандарты по 58 медицинским специальностям.

Сегодня важнейшей задачей является привить навыки врачам во всех регионах страны работать в соответствии с клиническими рекомендациями и порядками.

Ориентация — на пациента

— Главными парадигмами развития современной медицины и здравоохранения являются, с одной стороны, комплексная профилактика и медицинское сопровождение здоровых, с другой — персонификация технологий диагностики и лечения на основе самых современных достижений науки и инженерии. Именно сочетание этих двух направлений позволило нам обеспечить значительные положительные результаты в борьбе с инфекционными и неинфекционными заболеваниями и увеличить продолжительность жизни за 10 лет на 5,6 года: у мужчин — на 6,7 года и у женщин — на 4,2. Причем за 9 месяцев текущего года продолжительность жизни достигла исторического национального максимума — 73,5 года (рост на 0,6 года) за счет дополнительного спасения 31 тыс. человеческих жизней.

В стране создана нормативная, методологическая и организационная база, которая доказала свою эффективность. Сегодня нам нужно на основе детального анализа реальной ситуации и потребностей населения в каждом регионе реализовать все заложенные потенциальные возможности.