Из воспоминаний фронтовика Мансура Абдулина.
Мы принимали в ряды партии товарища-минометчика А.И.Янсона. Готовил его бумаги и узнал следующее: 1906 г. рождения, отец кулак. В 1932 году закончил Академию расположенную в Ленинграде. Кандидат наук и добровольно отправился на фронт. Отправлен из-под "брони". Уходил с должности заведующего кафедрой института в Красноярске. Женат и двое детей. Как парторг был обязан обсудить с полковым комиссаром строчку "сын кулака". Комиссар сказал: "Никакого значения не имеет". Единогласно товарища приняли. В силу своей юности решил, если человек закончил Академию, значит академик. И вот в роте Янсона стали именовать Академиком. И он скоро свое новое имя подтвердил.
Немцы предприняли неожиданную танковую атаку. На батальон шло три десятка танков с пехотой. Пулеметчики и стрелки пехоту заставили залечь, но танки пошли дальше. И так получилось, что наших противотанкистов на этот момент на позициях не было. Они перемещались на новые позиции. Академик предложил по надвигающейся технике открыть огонь из минометов. Все на первый взгляд несерьезно...
Осколочные мины и танки? Урона танкам не принесут. Но выхода у нас нет. Открыли огонь по приближающимся танкам. И тут произошло неожиданное. Танки свой наступающий строй сломали и попятились! Взрывы наших мин танкистов сбили с толку. Несколько мин попало в танки. Мина на немцев действуют психологически! У танкистов нервы не железные, они отошли, а мы драгоценное время выиграли. Немцы все равно догадались об обмане!... Но артиллеристы приехали и устанавливают свои орудия на прямую наводку...
Ждать немцев не пришлось. Все снова повторяется. Эти же танки несутся на батальон набирая скорость. Снова открываем минометный огонь, пусть противник подумает, нет у русских на этом участке противотанковых пушек!... Фрицы несутся на рожон, они уже уверены в успехе и свой безнаказанности. Мины для них пустяк! Но неожиданно один танк вспыхнул, потом два следующих...В итоге только шесть танков успели отойти, а остальные благодаря голове Академика горят.
Под нашим напором немцы отходят. Но отходят организованно, наносят удары из засад. Применяют танки установленные в капонирах. Только одна башня у танка видна и бьет по наступающим. Трудно такой дот взять. Попадая в подобную засаду вгрызаемся в землю, ждем пока у немцев не закончатся боеприпасы. Засада стоит до тех пор, пока факельщики не сожгут буквально все, что горит...
Каждый раз так лежать мы не собирались. Наши автоматчики просачиваются в тыл засады и открывают беспокоящий огонь, немцы сразу отступают. Этой слабостью мы постоянно пользовались. Но однажды были остановлены очень плотным огнем. На этот раз фрицы установили не засаду, а впереди долговременная линия обороны. Автоматчики просочиться не смогли и пришли с потерями. Утром к нам прибыли "Т-34" и атаковали противника, но все безуспешно. Танкисты потеряли часть машин. Так топчемся на одном месте несколько суток и ни с места!
На КП приехал генерал Родимцев, он разгневан и мы все стоим как изваяния... Часто мне думается, что мы не выиграли эту войну если бы воевали придерживаясь правил. Порой неразумность помогала совершать невозможное солдату, которое он бы не совершил руководствуясь разумными нормами.
По окопам прошла невероятная новость. Неужели так есть? Это же не возможно! Тут палец подними-оторвет! Выбрал момент и выглянул и... глазам не поверил. Весь штаб, как на демонстрации идет, не обращает своего внимания на немецкий огонь!... Заговорены, что ли они?! Всем стыдно теперь, что мы сидим в окопах и не можем заставить себя вылезти для атаки. От этого чувства никто не может отказаться...
Вот комбат Долинный подает сигнал ракетой "Атака!" и выскакивает из КП. Садится в свой "Виллис" и рванул на немцев. Весь батальон одновременно встал и за ним пошел... Роты быстро идут за комбатом, он на машине приближается к линии обороны фрицев. Автомашина взорвалась у нас на глазах, атака заглохла.
Ночью пехота под руководством старшего лейтенанта Юндендоржа просочилась к "Тигру" и забросала его зажигательными бутылками. В пролом прошли автоматчики и уничтожили другой "Тигр". Немцы в панике бежали со своих долговременных позиций. Личный пример помог солдатам преодолеть стремление уцелеть и выжить. Инстинкт помогли преодолеть. Дать ему собой управлять, он не разрешит вылезти из окопа.
ДРУГИЕ СТАТЬИ:
О ЦЫГАНАХ
НИКТО ЕГО ИМЕНИ НЕ УЗНАЕТ...
ОККУПАЦИЯ СИМФЕРОПОЛЯ
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.