Может, это неожиданное заявление, когда "главной классикой" Диснея называют другое - Белоснежку, Короля-Льва, Красавицу и Чудовище, Аладдина (Микки Мауса не берём, берём полнометражки)... Но я постараюсь последовательно объяснить, почему считаю вершиной именно этот мультик, который кому-то может казаться вторичным - Лило и Стича. Почему к нему шёл только подъём, а после пошёл упадок.
А для того чтобы объяснить, надо немного разобрать все "эпохи" полнометражных мультфильмов Диснея, начиная с самого начала.
Белоснежка конечно была прорывом в мультипликации для своего времени. Увидеть полнометражное цветное зрелище с песенками в те годы явно было потрясающе. Но всё же это лишь начало пути, начало развития.
Первые мультфильмы в общем только и могли похвастать, что музыкой и анимацией (да и то - у анимации было переменное качество). Вместо сюжета по сути была последовательность разных сценок (с песенками, а в конце - со скромным экшеном), иногда даже без внятной морали. Ну что нам хотят сказать теми же Белоснежкой, Спящей Красавицей, Золушкой? Это можно оправдать началом пути, но может, виной тут консерватизм лично Диснея.
Потом начинается нечто, что иногда называют "тёмной эпохой" за качество анимации и перерисовки старых фрагментов. К концу её впрочем студия разгоняется, и сюжеты становятся довольно приличными, вплоть до необычно-серьёзного для Диснея Лиса и пса.
С Русалочки же начинается любимая многими эпоха. Тогда, с конца 80-х до конца 90-х выходят самые яркие и известные мультфильмы. В них уже есть и выдающаяся графика, и довольно неплохой сюжет, что вместе создаёт аттракцион погружения в сказочную атмосферу. Не буду отрицать, что и мне особенно нравятся её мультфильмы, более всего - "Горбун из Нотр-Дама" и "Аладдин" (последний, правда, больше за сериал...).
Но должен же весь этот праздник иметь какой-то лучший образец, к чему-то стремиться? Тем более, все их сюжеты хоть и нормальные, и их сложно свести к одной формуле (помимо достаточно общих законов драматургии), но очень условно-сказочные, простенькие.
Вот поэтому именно Лило и Стича я считаю выдающимися на их фоне. Потому что в них был реализм, при чём не скучный, а органично сочетающийся со сказкой. Люди здесь живые, а не мультяшные, и их история душевна. Заодно есть яркие инопланетяне… При этом и “реалистичная” часть ярка и сказочна благодаря гавайскому антуражу (не очередному унылому американскому городу), чудаковатой девочке, которая занимается вуду и знает элвисовские места... В общем, это было идеальное сочетание реализма и сказки. Мультфильм Лило и Стич показывал, что история может быть одновременно живой и душевной, и по-диснеевскому яркой и весёлой.
Что ещё выходило во времена Лило и Стича, ранние нулевые? Ещё несколько незаслуженно-забытых мультфильмов - Атлантида, Планета сокровищ, Братец медвежонок. В них не было такого реализма, но люди тоже были реалистично-живыми, и это сочеталось с насквозь фантастическими сюжетами. То есть, там в общем-то присутствовало достоинство Лило и Стича в умеренном виде. С оговоркой, что они действительно были с каким-то аномально-серьёзным для Диснея лицом, тогда как в Лило и Стиче, при всём реализме, в главных ролях были маленькая девочка-приколистка и всё грызущий пушистый инопланетянин. Так что те три мультфильма могли просто казаться "уже не Диснеем", в отличие от сабжа.
Позже началась череда каких-то мультфильмов "непонятно зачем существуют". Хотя если честно я в детстве не раз пересматривал "Не бей копытом", и мне понравился "Цыплёнок Цыпа", но это не отменяло некоей фрустрации, мол - "Зачем нам мультфильм про коров и цыплёнка против инопланетян? Какие-то вторичные темы после Аладдина".
Ну а с "Вольта" потихоньку начинается эпоха, которая продолжается и сейчас. Поначалу всё было и не так уж плохо, но уже выделился дуэт персонажей, который неизменно присутствует ВО ВСЕХ мультфильмах с этого момента, кроме разве что Города героев: идеалист и циник. Идеалист яро стремится к какой-то светлой цели, циник пытается его урезонить или поиздеваться над ним, использовать, но они вместе проходят приключение, становятся друзьями (иногда - возлюбленными), идеалист становится критичнее, циник - оптимистичнее. Специфика только в Холодном сердце, где эта парочка - не совсем главные герои, и в Ральфе, где цинизм и идеализм поровну размазан меж двумя героями.
Да, в 90-е сюжеты хоть и были "простенькими диснеевскими", но они всё-таки были разными. А тут ощущение, будто обкатали работающую схему. И глядя на то, что Дисней в последнее время творит со Звёздными Войнами и киноремейками классики, "обкатанная схема" вполне его характеризует.
И да, что важно: в Вольте и Принцессе и лягушке этот дуэт циника и идеалиста ещё живой, как и его история. Метод нащупали, но пока не привыкли к тому, что он идеально работает - старались ещё делать хорошую историю и хороших персонажей. Затем же живых персонажей меняют на кукол, созданных для исполнения ролей циника и идеалиста. Персонажи снова становятся мультяшками, но уже не в плане забавности, а просто в плане "смотрим не натуральную картину, а условных кукол".
Из всего этого однообразия я хорошим считаю Зверополис - за яркость и то, что этот сюжет "приключения идеалиста и циника" в нём играется с какой-то пост-само-полу-иронией. Да и как обыграть этот сюжет лучше, чем с зайкой, которая хочет стать полицейской, и лисом-мошенником.
Кстати про яркость. Ладно бы один только дуэт. С Рапунцель начинается и второй грех этой эпохи - вся атмосфера какая-то пластиковая-неатмосферная. Ты не погружаешься в сказку о восточных базарах, замке чудовища, соборах и катакомбах Парижа. Мы просто смотрим на какие-то пластиковые замки, на какие-то пластиковые полинезийские острова (даже если в начале показать под музыку полинезийский быт). Холодное сердце - это не северная сказка, это подростковая история в белой гамме. Исключения составляют те же Зверополис и может быть Город героев - вот там мы погружаемся в город зверей и город роботов. Хм, может новые авторы просто лучше умеют показывать современность и недалёкое будущее, чем средневековье и первобытные племена?
Ужели после вершины скатились в халтурные мультики? А вы как считаете, какой мультфильм и период у Диснея был лучшим? А что бы ещё могли снять, если бы продолжили Лило и Стича?