В историю этот танк вошёл как общепризнанный шедевр мирового танкостроения. Самая массовая модель за всю историю этих боевых машин была принята на вооружение более чем в 70 странах от Заполярья до южных широт.
Во времена Великой Отечественной войны, когда танки Т-34 и КВ были впервые захвачены немцами, фюрер даже признавался своим генералам, что знай он о существовании в СССР таких машин, вероятно не решился бы пойти на Советы войной. «Тридцатьчетвёрка» обладала просто потрясающими ходовыми характеристиками: новейший высокоэкономичный дизельный мотор В-2 обеспечил необычайно высокую удельную мощность, обеспечив высокие показатели проходимости, манёвренности и подвижности.
Танк, впервые в мировой истории, был оборудован длинноствольной (30,5 калибра) 76-мм пушкой Л-11, что сделало показатель начальной скорости его бронебойного снаряда самым высоким среди всех зарубежный танковых артиллерийских систем того времени.
Другой секрет советской легенды скрывался под её бронёй, а точнее заключался в ней самой: всё дело даже не в её толщине, которая в общем-то и не была рекордной (40-45 мм), а в самом расположении бронелистов — под наклоном. Это позволило во многом обезопасить машину от прямых попаданий снарядов, большинство из них задевало танк только по касательной. Это также позволило добиться уменьшения общего веса техники.
Самое массовое производство оставило и другой свой отпечаток на судьбе танка — в послевоенное время он оказался самой популярной моделью для «позирования» на постаментах памятников и экспонирования в музеях и остаётся таковым до сих пор. Удивительно, но даже проведя многие годы без движения большинство выставочных образцов всё ещё на ходу и легко приходят в боевую готовность.
Еженедельник «Звезда»