Более 5000 лет назад на берегах могучей реки Евфрат стояла армия мужчин, готовых защищать свою землю от агрессора. Но в течении нескольких минут они были смяты и разгромлены новым страшным оружием- боевыми повозками , запряженными дикими ослами.
Однако применение животных на войне развивалось медленно. Для рождения колесниц с лошадьми понадобилось около тысячи лет. Индоевропейские племена, пришедшие из Азии в Индию и на Средний восток примерно в 2000 году до нашей эры использовали и такие колесницы и одиночных всадников. Колесницы также упоминаются в описании битвы при Меггидо (1479 г. до н. э.)- первой зафиксированной в мировых анналах.
В ту пору их больше использовали для разведки и преследования неприятеля, чем в атаках.
Воины на колесницах составляли специальные отряды, шли они впереди или на флангах пехоты, их задачей была дезорганизация войск противника с целью их дальнейшего разгрома кавалерией и пехотой. И очень часто именно по количеству колесниц судили в общем о могуществе армии.
Колесницы огненной силы
Легкие египетские колесницы строились как скоростные, мобильные платформы для лучников, которые доставали стрелы из колчанов, закрепленных на колеснице.
В битве при Кадеше (1298 г. до н.э.) колесницы фараона Рамзеса II сражались с тяжеловооруженными колесницами хеттов- древняя версия современного танкового боя.
Поглощенные красным морем
В Библии рассказывается , как Моисей вывел израильтян из Египта через красное море. Когда фараон послал в погоню "все колесницы Египетские", Господь сомкнул море вокруг них. Это великолепное зрелище показано в историческом фильме "Десять заповедей"
Все четыре колеса
Так выглядела боевая колесница шумерского царя Энаннатуна из Лагаша. Она датируется примерно 2500 г. до н.э. , имела сплошные колёса и была одной из первых в мире с конной тягой. В отличии от египетских колесниц на таких повозках ездили копьеметатели.
Также существовали колесницы таких видов:
- с двумя колесами с одной или двумя лошадьми в упряжке;
- с двумя или четырьмя колесами и четверкой лошадей в упряжке;
Основное отличие греческих колесниц - расположение кузова на низких колесах, наличие перил для крепления вожжей в передней части.
Троянскими колесницами назывались те, у которых задняя часть была открыта, что давало возможность воинам заскакивать и соскакивать на ходу.
Персидская - отличалась значительно большими размерами, с каждой стороны были приделаны перила, к осям крепились ножи, а к дышлу – копья.
Больше всего колесницы применялись в Египте и Хеттском царстве, так как они постоянно находились в состоянии войны друг с другом.
Серпоносные колесницы появились примерно в 479-401 годах до нашей эры. Основная их задача, в отличие от простых боевых колесниц, заключалась в том, чтобы оказывать психологическое воздействие на пехоту противника в ходе лобовой атаки на поражение, так как реальные потери от их использования были незначительными.
Со временем боевые колесницы все реже стали использовать в битвах, а позже они и вовсе исчезли из боевых построений.