Кланы миллиардеров, такие как Форды, Порше и Пежо, часто собираются вместе. Но они редко объединяют свои состояния, по крайней мере, до сих пор.
Слияние PSA Group и Fiat Chrysler Automobiles - это больше, чем обычная автомобильная сделка. Он объединяет ведущие французские и итальянские промышленные империи. Готовность кланов Пежо и Аньелли объединить усилия отражает степень фундаментальных изменений, охвативших отрасль, поскольку прорывные технологии побуждают династические семьи ослаблять свою привязанность к традициям.
Личные связи помогли создать союз PSA и FCA. В мае председатель FCA Джон Элканн, 43-летний глава семьи Аньелли и будущий председатель объединенной группы, готовился объявить совсем другую сделку - предварительное соглашение по объединению с самым жестким конкурентом PSA, Renault.
Но прежде чем он это сделал, итальянский наследник посетил Роберта Пежо на обеде в своей квартире в богатом 16-м округе Парижа. Они часто обедали вместе, но на этот раз все было по-другому.
Жест Элканна был знаком уважения к семейным отношениям, восходящим к заре автомобильной эры. Глубина этих связей станет особенно ценной после разрушения сделки Fiat/ Chrysler с Renault. Это открыло дверь для слияния которое обсуждалось более или менее серьезно в течение многих лет.
Fiat и PSA «помогли определить нашу отрасль с момента ее возникновения более столетия назад», - написал Элканн в письме сотрудникам после объявления в среду о решении о слиянии. «Теперь мы объединяем усилия, чтобы написать новую, еще более амбициозную главу в истории автомобиля».
Сделка дает двум династиям больше шансов на выживание. Оба слишком долго фокусировались на перегруженном европейском авторынке и особенно на малолитражных компактных автомобилях, подходящих для узких итальянских и французских улиц. Обе компании медленно расширялись в Китае и практически отсутствовали в США, пока FCA не присоединилась к Chrysler после банкротства в 2009 году.
FCA и PSA всегда были соперниками. В 1893 году, за шесть лет до того, как Джованни Аньелли основал Fiat SpA , первым автомобилем, проданным в Италии, был Peugeot Type 3. Аньелли присоединился к Fiat и начал продавать первые автомобили Fiat 3 1/2 HP в 1899 году.
Примерно через 120 лет ни у одной из семей них не будет контрольного пакета в объединенной компании. У холдинга семьи Аньелли - Exor Н.В., будет 14% акций, а Peugeot будет принадлежать 6%.
И это будет впервые для Аньелли (Peugeot потеряли свой контроль после спасения 2014 года французским правительством и китайским Dongfeng). Болезненный эпизод сделал компанию сильнее - в немалой степени благодаря усилиям генерального директора Карлоса Тавареса, который возглавит объединенную компанию.
Элканн тоже будет играть важную роль в качестве председателя. Он близок с другими наследниками автомобильной промышленности - председатель правления Ford Motor (Билл Форд) его друг, и он поддерживает регулярные контакты с семьей Porshe, которые являются основными акционерами Volkswagen Group.
Согласно индексу миллиардеров Bloomberg, состояние Аньелли составляет не менее 11 миллиардов долларов, что делает их одной из самых богатых династий в Европе. Через Exor у них есть инвестиции, в том числе Ferrari, журнал Economist, итальянский футбольный клуб Juventus и Fiat - основу богатства семьи.
Клан Пежо также входит в число самых богатых людей Франции. Их собственный капитал составляет более 4 миллиардов долларов и как и Аньелли, они владеют целым рядом своих активов. Инвестиции включают около 9% Peugeot, а также доли в производителе бытовой техники Groupe SEB, операторе для частных санаториев Orpea и винограднике в Бордо.
Роберт Пежо, на фото, регулярно встречался с Аленом.
Несколько раз до этого одна или другая сторона высказывала идею объединения двух династий.
Когда Джон Элкан и бывший генеральный директор Fiat Серджио Маркионне отправились на поиски партнеров, чтобы пережить мировой финансовый кризис 2008 года, они обратились к семье Peugeot, которая в то время не хотела сотрудничать с производителем, слишком зависимым от итальянского рынка.
Крайслер упал на колени Fiat, потому что Маркионне убедил правительство США сделать его жизнеспособным, присоединившись к компании, более сведущей в создании экономичных небольших автомобилей.
В 2013 году Эммануэль Макрон, тогдашний главный советник президента Франции Франсуа Олланда, предложил Fiat идею слияния компании с проблемным PSA. В конце 2014 года Маркионне сказал некоторым из своих советников, что новый генеральный директор PSA Таварес заинтересован в обсуждении сделки.
Идея набрала силу в начале 2019 года. В клубном автомобильном мире руководители регулярно общаются на автомобильных выставках и других отраслевых мероприятиях. Французское правительство, со своей стороны, не скрывало, что предпочитает PSA объединяться с Fiat Chrysler, а не с Renault и представители министерства финансов регулярно встречались с Таваресом, Элканном и Робертом Пежо.
К октябрю, через пять месяцев после того, как Джон Элкан и Peugeot обедали вместе во французской столице, возможность комбинации стала близка. Прорыв достигли во время четырехчасовой встречи в выходные дни в Париже. Таварес и Элканн прояснили последние детали.
Чтобы сделка состоялась, обе семьи должны будут избежать любых ловушек, которые мешали сделкам в прошлом. В 1968 году Fiat купил 49 процентов Citroen и планировали забрать подразделение в свои руки. Но компания наткнулась на противодействие со стороны французского государства. Пять лет спустя FCA вернуло акции в Париж, а Ситроен позже был приобретен Peugeot.
«Задача по-прежнему чрезвычайно сложна, и неизбежно возникнут проблемы», - сказал в записке для клиентов аналитик из Sanford C. Bernstein Макс Уорбертон. «Но мы верим, что вокруг будет меньше танцев с бубнами, меньше препятствий и меньше глупых силовых игр, чем мы видели во многих сделках с автомобильным сектором».