«Немецкая волна»: бывший спецназовец МВД Беларуси признался в убийствах оппозиционеров
Deutsche Welle-(Немецкая волна) опубликовала видео, в котором человек, который назвал себя бойцам белорусского «эскадрона смерти» рассказал, как участвовал в похищении и убийстве противников Александра Лукашенко 20 лет назад.
Тогда в Беларуси исчезли бывший министр внутренних дел Юрий Захаренко, бывший вице-спикер Верховного Совета Виктор Гончар и его друг, бизнесмен Анатолий Красовский.
Юрий Горавский утверждает, что их похитили и убили бойцы специального отряда быстрого реагирования (СОБР) Внутренних войск МВД Беларуси под командованием Дмитрия Павличенко. В их числе якобы был и сам Горавский. Горавский сказал, что может показать места их захоронений на карте. Он также говорит, что убивал лично Павличенко. Сам Павличенко уже отверг эти обвинения, заявив, что Горавский после 1999 года уже не служит в СОБР, а якобы был осужден за вымогательство.
По «Немецкой волне», сейчас 41-летний Горавский находится в альпийском регионе одной из немецкоязычных стран, которую не называют из соображений безопасности.
Основные утверждения Юрия Горавского в видео и текстовом интервью:
- Недавно он попал в автомобильную аварию в Беларуси. Он уверен, что это был покушение, поэтому сбежал из Беларуси в октябре 2018 года и попросил политического убежища.
- Он лично участвовал в похищениях и убийствах, когда служил в специальном отряде быстрого реагирования Внутренних войск МВД Беларуси. Он говорит, что служил после армии, с 1999 по 2003 год, был заместителем командира группы.
- Это происходило согласно устных приказов. Никаких письменных документов не было.
- 7 мая 1999 года бойцы специального отряда быстрого реагирования Внутренних войск МВД Беларуси похитили в центре Минска бывшего министра внутренних Юрия Захаренко.
- Перед похищением за Захаренко приблизительно половина недели следила группа из восьми человек на устный приказ Павличенко.
- «Мы сели в две машины — BMW 525 красного цвета и Opel Омеда темного цвета — и двинулись в район улицы Воронянского. Мы знали, где Захаренко поставить свою машину и сколько метров ему идти от стоянки до дома».
- Четыре бойцы отряда остановили его по дороге домой, представившись сотрудниками милиции. Захаренко был без охраны, один.
- «Я с Павличенко был в машине, плюс еще сидели Бородач Юра и Шкиндеры Сергей. В другой машине — Карпович Дима, Новаторский, Кожевников, Панков и Леша Румянцев. Румянцев и Карпович стали в начале и конце дома. Я и Шкиндеры — мы были выше — когда узнали, что Захаренко припарковался и пошел в сторону дома, пошли за ним. А Кожевников и Панков пошли ему навстречу».
- Захаренко не сопротивлялся. Он якобы только сказал похитителям в машине: «Сделайте так, чтобы не было больно».
- Захаренко привезли на учебную базу внутренних войск в районе Воловщины под Минском. Его убили со специального пистолета с глушителем для исполнения смертных приговоров в Беларуси. Модель пистолета в видео не называется. В текстовом интервью Горавский говорит, что стрелял лично Павличенко, было два выстрела в район сердца, Захаренко еще в машине надели на голову «балдахин», который закрывал глаза.
- Перед смертью Захаренко не пытали.
- После убийства тело Захаренко отвезли в Минск. На Минской кольцевой автомобильной дороге машина завернула в сторону Северного кладбища. Командир отряда Дмитрий Павличенко отвез тело в крематорий. Что произошло с телом дальше – неизвестно.
- «Драке – мы исполнители, мы задерживали. Не мы нажимали на спусковой крючок. Не мы выполняли приказ о ликвидации. Это делал Павличенко. Он нажимал на спусковые крючки».
- Бывшего вице-спикера парламента Виктора Гончара надо было устранить, так как у него был компромат на Лукашенко.
- Гончара и его друга, бизнесмена Анатолия Красовского похитили 16 сентября 1999 года возле бани на улице Фабричной в Минске. Их убили в лесу около базы Собра между Багомлем и Докшицами.
- Всего нас было восемь человек. Я и Панков работали по Гончару, а Бородач и Кожевников — по Красовскому. Я достал из бардачка специально взят металлический цепь — сантиметров 50 длиной. Говорю: «Панычи, если будешь за дверь дергать — подожди, я разобью стекло, и потом ты торганеш двери»
- «Гончар и Красовский последними вышли из бани, сели в машину. Улица темная, там фонарей нет, людей не было — мы контролировали. И если пошло движение их машины, мы перекрыли дорогу. Я сделал буквально два шага, разбил стекло и цепью попал в губу и переносицу Гончару. Панков открывай дверь, я этой цепью беру Гончара на задушку, достаю его из машины, кладу на землю».
- В текстовом интервью Горавский говорит, что и Гончара и Красовского убил лично Павличенко, сделав по два выстрела в сердце.
- Их вещи сожгли и похоронили раздетые тела в заранее подготовленной яме. Яма была глубокая, 4-5 метров. В Гончара на одной ноге не хватало двух пальцев.
- За похищение и убийства Гончара и Красовского бойцам дали по 1000 долларов.
- Джип, на котором Гончар и Красовский уезжали из бани, раздавили Бтром и закопали.
- Горавский говорит, что у него не было выбора. «Если молодой человек, когда отдается приказ, или ты в системе, или ты по-за системой. Я отдавал себе отчет, что если я иду до конца – я иду до конца. Если я где-то оступлюсь, я так же могу оказаться на месте Захаренко».
- «Я сочувствую, ибо я участник убийства. Прошу прощения у них и могу показать места их захоронения на карте. А дальше все зависит от них [родственников пропавших] и от белорусской правоохранительной системы».
Бывший спецдокладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы по Беларуси Христос Пургуридес:
- Уголовное дело об исчезновении политиков никогда не закрывали. Дело закрывать после надлежащего расследования, когда станет известно, что произошло с исчезнувшими людьми. Невозможно, чтобы эти похищения и убийства произошли без согласия высокопоставленных чиновников — и когда я говорю о высокопоставленных, я думаю про президента Беларуси.
- «"Эскадрон смерти" вести себя так, будто бы действует по указанию государства. Именно поэтому они использовали официальный расстрельный пистолет, чтобы все выглядело как официальное наказание».
- «Мне кажется, что демократические страны в Европе не примут Беларусь [в Совет Европы], пока она не разберется с исчезновениями и не решить другие проблемы, ведь это не единственная. Это только вершина айсберга — она всем видна, а большая часть скрывается под водой».
Елена Захаренко, дочь Юрия Захаренко, о Горавского: «Это не он, это в его лице вся система. Ему сказать ничего не возможно. Люди зависимы от этой системы, она заставляет выполнять их кровавые преступления».
Докладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы Андре Гатален: «Общество не может жить в благополучии, не зная, что произошло. Мы можем осуждать определенные факты, но для начала мы должны точно знать, кто за это ответственный. Насильственные действия, которые привели к исчезновению людей – это способ скрыть правду».
Источник: Радыё Свабода — Беларусь www.svaboda.org
Так же, не забывайте поставить лайк публикации и подписывайтесь на канал «Мысли одного из...».
Мы не несём цели навредить или поссорить, вся информация взята из открытых источников.