Найти тему
Газета Солидарность

Российское "авторское кино" и "духовность"

У нас с другом-соавтором Авесханом Македонским, кроме учебников, есть еще развлечение: пьесы и сценарии. Напоминаю, что драматический театр и кино - искусство повествовательное. Если в основе белиберда, то достоинства актеров, декораторов и операторов, будучи умножены на ноль, к нулю и сведутся. Поэтому при чтении часто возникает своего рода саспенс, авторами не запланированный: Господи, неужели найдутся продюсеры и худруки, готовые вложить в ЭТО деньги?

Находятся. Деньги-то не свои, казенные. Сэкономленные на санитарках в больнице.

Сценарий “Сквозь черное стекло” за подписью “культового режиссера” К.С. Лопушанского. Краткое содержание. В интернате, окормляемом РПЦ, воспитывалась слепая красавица (хотелось бы знать диагноз, но автор не Чехов и даже не Стивен Кинг, чтобы отвлекаться на подробности). В сакральное пространство между интернатом и монастырем внезапно ворвался влюбленный олигарх. Предложил девушке руку и сердце, а по дороге в ЗАГС готов был оплатить операцию по восстановлению зрения, что для “настоятельницы Серафимы предстает дьявольским соблазном”. Действительно, зачем молодой девушке зрение? Только отвлекает от молитвы.

Обретя здоровье и богатство, героиня обнаруживает, что спаситель вовсе не так красив и духовен, как ей сослепу представлялось. И поскольку сама она девушка высоконравственная и религиозная (автор это все время подчеркивает), то немедленно находит себе друга помоложе - случайно подвернувшегося, извините, рок-музыканта. Обрекает одного своего избранника на погибель, а другого на смертный грех. Хотя в такой ситуации душегуба-олигарха даже можно понять, несмотря на классовую ненависть.

Кульминация:

“На столике почему-то лежат ножницы, с окровавленными, как кажется, концами. Она не оглядывается на шаги Марины. Сидит, не шевелясь. Марина приближается к ней... “Что с тобой?”… Настя поворачивается. Марина видит лицо с выколотыми глазами, черными от ссохшейся крови глазницами, с кровавыми подтеками по щекам”.

Так героиня вновь обретает предназначение, уготованное ей доброй настоятельницей, которая не зря отговаривала от операции.

…Лишив себя зрения физического, заново обретает “унутрянное”, и одна ей теперь дорога - в монастырь обратно, на коленях с молитвой и крестным знамением”.

Вспоминаются садистские стишки. “Мне мама в детстве выколола глазки, Чтоб я в шкафу варенье не нашел, Я не хожу в кино и не читаю сказки, Зато я нюхаю и слышу хорошо”.

Черная комедия? Особо циничное глумление над житиями святых (характерный мотив: сватовство знатного язычника к христианке) и над православием в целом?

Нет, не подумайте плохого. Теперь, когда “верующий, православный человек” Лопушанский снял-таки свое “авторское кино”, через СМИ полились восторги профессиональных оценщиков искусства. Оказывается, это “жестокая реалистическая драма”, “тест, проверка зрителей на сочувствие и способность думать о главных вещах”; и “небанальное столкновение характеров и мировоззрений”. Дмитрий Быков вообще “неудержимо ревел как при первом, так и при втором просмотре”.

Небанально, говорите?

Наверное, если до этого “Ассу” не смотрел. Именно оттуда вдруг потянуло свободолюбивой рок-музыкой (хотя она уже лет 30 как отдел шоу-бизнеса).

А реализм действительно жесток: приметы ельцинской и путинской эпох перемешаны, на всех сколько-нибудь значимых поворотах сюжета зияют провалы логики, а монастырь предстает альтернативой несправедливому олигархическому строю. Все как в жизни.

Тем временем в США выходят “Три билборда” М. МакДонаха (имел удовольствие рецензировать), “Однажды в Голливуде” К. Тарантино и “Джокер” Т. Филлипса. Не сказки про войну с колдунами и тараканами, а настоящее взрослое кино. Видимо, с приходом Трампа гнет дебильной политкорректности ослабевает. И становится очевиден класс. Но мы будем тешить себя выдумками про какую-то особую “духовность”, которая якобы отличает наше “авторское кино” от голливудских “развлекательных картинок”.

И еще квоты установим, чтобы силой загнать на него зрителей.

Илья Смирнов, историк