Объяснить непосвященным, что такое косплей, не так-то просто. Познакомиться с историей этого движения можно в Википедии. Если вы предпочитаете видеть все своими глазами, отправляйтесь в Instagram — пристанище современных косплееров. А можно просто спросить тех, кто «в теме». Лес Аллен (Les Allen) называет себя «профессиональным гиком», но дома, в Южной Африке, его знают как амбассадора сообщества косплееров и директора первого в этой стране масштабного события, посвященного комиксам и поп-культуре, — Icon Comic & Games Convention. Впервые оно состоялось 27 лет назад. А сейчас это единственное мероприятие в Африке, чьи организаторы сотрудничают с японским World Cosplay Summit — самым престижным косплей-событием, на котором мечтают побывать косплееры со всего мира.
Может показаться, что косплей (от англ. costume play — «костюмированная игра») — детское занятие: вы придумываете, создаете и надеваете костюм, вдохновляясь вашим любимым персонажем из комикса, видеоигры или фильма. Но многие относятся к этому очень серьезно. Глобальная индустрия косплея оценивается в 45 млрд долларов США и не перестает расти, а каналы прибыли так же сложны и многообразны, как образы косплееров. Желающие принять участие в World Cosplay Summit тратят по полтора года на скрупулезную ручную работу над каждым элементом образа и записывают все свои действия, как того требуют правила конкурса, — нужно доказать, что костюм сделан самостоятельно. После этого они могут представить свое творение судьям отборочного мероприятия, такого как Icon.
Опытные косплееры вкладывают немалые деньги в материалы, парики и оборудование, а иногда даже осваивают новые навыки, чтобы создать костюм, который никого не оставит равнодушным. «Фото и видео — неотъемлемая часть этого искусства. Косплей-шоу, как и подготовка к ним, немыслимы без фотосессий, поэтому на каждом мероприятии есть одна или две фотостудии с зеленым фоном: участники могут снять свой портрет и позже добавить подходящий задний план», — рассказывает Роджер Мачин (Roger Machin) из Canon South Africa, который с удовольствием согласился поработать на конкурсе косплея Icon.
В каждой стране проводится свой конкурс, победители которого отправляются в Японию для участия в финале (перелеты и проживание оплачивают организаторы). Таким образом, World Cosplay Summit — это что-то вроде святого Грааля для каждого преданного своему делу косплеера. Это мероприятие призвано сохранить японское культурное наследие, поэтому все участники должны примерить на себя роль какого-нибудь персонажа из японской поп-культуры. На первый взгляд эта задача кажется сложной. Но вскоре становится ясно, что участникам есть из чего выбрать — один только бренд Nintendo предлагает сотни персонажей. Такие игры, как Pokémon, Super Mario и Legend of Zelda, вдохновили косплееров на создание миллионов образов. Для Министерства иностранных дел Японии косплей — отличный способ познакомить весь мир с культурной жизнью Японии.
По словам Леса, косплей, «как бы абсурдно это ни звучало, — невероятно перспективная сфера», где работает правило: чем больше, тем лучше. На протяжении нескольких десятилетий косплей практически не менялся. Но с появлением интернета он стал таким, каким мы знаем его сейчас, — глобальной культурой, объединяющей узконаправленные сообщества фанатов со всего мира, которым нравится примерять на себя умопомрачительные образы. Косплеер, работающая под псевдонимом Kinpatsu Cosplay, считается одной из лучших в мире. «В прошлом году Kinpatsu выиграла конкурс косплея на Comic Con Africa и заняла второе место в мировом соревновании», — рассказывает Лес. Трудно поверить, что Тайла Бартер (Tayla Barter) — под этим именем ее знают друзья — решила профессионально заняться косплеем лишь три года назад. «Сейчас у нее 250 тысяч подписчиков в социальных сетях. Ее регулярно приглашают на косплей-мероприятия в качестве гостя — за плату. Это доказывает, что косплей — не просто хобби, а эффективный и законный способ добиться коммерческого успеха».
Но как начать зарабатывать на демонстрации самодельных костюмов? Секрет кроется в огромной аудитории поклонников со всего мира. На платформе Patreon художники и косплееры могут создавать платные подписки для общения со своей аудиторией. Так косплееры не только финансируют свой труд, но и рассказывают о себе, делятся навыками и творениями с преданными фанатами. «Вам нужно лишь собрать аудиторию из 10 000 человек со всего мира, которые готовы платить доллар в месяц, чтобы наблюдать за вашим творчеством. Это большие деньги», — говорит Лес.
«Кроме того, косплееры постоянно ведут видеоблоги о том, как они создают свои костюмы, и снимают обучающие видео. Для этого как нельзя лучше подходит продукция Canon», — добавляет Роджер. Kinpatsu Cosplay — одна из лучших в мире косплея, и многие готовы платить, чтобы узнать секреты ее творчества. Каждый месяц она придумывает и воплощает в жизнь два новых образа, и ее платные подписчики на Patreon могут посмотреть уникальные видео о создании костюмов. Такой контент регулярно приносит Тайле прибыль, поэтому некоторое время она даже не посещала публичные мероприятия, чтобы полностью посвятить себя общению с поклонниками.
В последнее время знаменитых косплееров стало так много, что в сообществе появилась своеобразная иерархия. «Она включает три уровня — хобби, соревнование и известность», — объясняет Лес. Для большинства людей косплей — это хобби и способ пообщаться с единомышленниками. «Косплееры всегда поддерживают друг друга. Если кто-то спросит "Как мне это сделать?", остальные с радостью помогут». Серьезным косплеерам нужно постоянно генерировать уникальные идеи, грамотно распределять бюджет и время, быстро осваивать новые навыки и применять их на практике. «Косплей помогает всесторонне развиваться и получать новые знания. Но он требует правильного планирования».
По мнению Леса, в мире косплея «все равны» и каждый может стать лучше, примеряя образы любимых персонажей и «открывая в себе новые черты и способности». «Когда вы становитесь кем-то другим, вы развиваетесь и с эмоциональной точки зрения — учитесь эмпатии. Вы стараетесь понять, что чувствует персонаж, как он повел бы себя в той или иной ситуации. У некоторых персонажей есть определенные идеалы и принципы, которые вы поневоле перенимаете, когда перевоплощаетесь в любимых героев». Одно из главных преимуществ косплея — как для любителей, так и для профессионалов, — это возможность общаться с единомышленниками. Все косплееры без исключения стремятся заявить о своей любви к определенному жанру поп-культуры или персонажу и поделиться этим с другими фанатами. «Косплееры без труда находят общий язык друг с другом — чем бы они ни увлекались. Для них не существует барьеров. Их объединяет косплей», — подводит итог Лес.
Автор: Мэри-Энн Леонард (Marie-Anne Leonard)