«Гул затих. Я вышел на подмостки…» Борис Пастернак
О, это было Представление! Как мы, сторителлеры, понимаем это слово… О, это было Событие! Как мы, сторителлеры, понимаем это слово… Просмотрел от «настраивания оркестра» до самого «получения номерка в гардеробе». Четыре с половиной часа оторваться было не возможно. Это был очень дорогой ритуал! В смысле, «дорогого стоит».
Надо сказать, первый раз я смотрел на пресс-конференцию Президента как именно на «переживание представления со-бытия» (сторителлинг). Все уже перечисленные атрибуты этого (15-й раз, рекордные 2000 аккредитованных журналистов, 4 часа обычная продолжительность) наполняли предвкушением. Уже за час до начала не возможно было ни читать, ни смотреть ленту фейсбука, ни отвлекаться на что-то еще. Волнение было, как в театре.
Первый канал дал хорошую увертюру. Когда журналисты, бродя между рассаживающихся гостей, спрашивали у собравшихся, какие вопросы те подготовили. 12:00… На сцене ни движения. Тоже, как в театре выждали 15 минут. И вот вышел… Модератор. Дмитрий Сергеевич Песков. Он, как полагается, поприветствовал всех и объявил, что Президент скоро выйдет на сцену. Небольшая пауза. И вот… по аплодисментам уже понятно, хотя еще не видно… Владимир Владимирович Путин взошел на сцену и занял свое подготовленное место. Коротко поздоровался. Сказал, что лишних слов говорить не будет, предложил преступить сразу к вопросам. Представление со-бытия началось!
Тут я пару слов сказал бы о Модераторе. Это очень важная роль второго плана. Это из области «наша служба и опасна и трудна. И на первый взгляд…» Но, именно он должен от начала до конца представлять себе все возможные сценарии предстоящего Действа. В этом сценарии есть своя основная концепция. Своя драматургия. Свои обязательные «закладки». А все остальное импровизация Героя и его окружения. Но, за которой модератор следит всеми данными ему природой чувствами и еще несколькими, приобретенными с опытом.
И так, Представление… «Маяк». Вопрос по мусору. Для раскачки. Вопрос не сложный, но в нем уже появилось «я считаю, что здесь важно прямое общение с гражданами», «контроль общественных организаций»… Дальше выигрышный вопрос про наследие Союза и нынешние достижения. Где можно сказать и о том, что «75% перерабатывающих мощностей введены с 2000 года» (с 2000! J), и о том, что Россия стала №1 по экспорту пшеницы. В общем, было, где развернуться. «Сложный вопрос» про медицину. Сложный, но, очень хорошо проработанный и подготовленный, поэтому хорошая возможность «набрать обороты».
Модератор это чувствует, поэтому дает «первую интригу». «Первый конфликт». Слово предоставляется «штатному злодею». Журналисту из Украины. Тот с удовольствием делиться припасенной желчью, неприязнью и, по его мнению, сногсшибательными вопросами, после которых на лице гостя появляется самоуверенная скептическая улыбка, которую он запланировал демонстрировать до самого конца, не обращая внимания на то, что отвечает Президент…
Некоторое напряжение возникло… Но наш Герой на то и Герой, чтобы быть готовым. Ответ звучал в стиле беседы Дедушки с расхулиганившимся внуком. Тихо, спокойно, немного сочувственно, умиротворяюще. При этом аргументированно. А иногда и прибегая к идиоматическим выражениям… «ДонБас поражняк не гонит…» И что вы думаете? Пропала улыбка. Как не было ее. Сторителлеры в сердце своем аплодировали стоя. Дедушка – не возраст!
А дальше смотри, да получай удовольствие от всего. От рулетки вопросов, от галереи персонажей их задающих. От ответов Президента. От «свирепой нежности Модератора. Я помечал себе в блокноте какие-то особенно мне понравившиеся моменты. Вопрос об отношение к Ленину и путинское «не надо трогать тело». Вопрос о герое Кадырове и сильное «я указов о награждении просто так не подписываю». Хороший вопрос от китайских журналистов. Хороший, в том смысле, что тоже создал поле для Героя. И Герой отреагировал. «Прежде цифр… беспрецедентный уровень доверия между нашими странами…» Для меня лично было отдельно приятно упоминание книги «Владимир Путин. Разговоры от первого лица», о которой я вчера писал.
Были «сложные» вопросы, в том числе и от зарубежных журналистов, были какие-то объяснимые «неловкости», связанные с волнением многих гостей. Был монолог Владимира Владимировича Шахиджаняна, «половина здесь собравшихся мои ученики…» Было все, что полагается настоящему Представлению.
Приближался финал. И тут я снова вспомню на секунду Модератора. Очень важное качество профессионального модератора, во время уйти в тень, предоставив все действие на волю Героя, когда понятно, что тот уже Победитель. И вот уже на пятом часу пресс-конференции Путин сам «достает вопросы» из зрительного зала. И уже объявлен «тур последних вопросов». И звучит очень выигрышный для концовки вопрос про Алтай и национальный язык. Казалось бы… Но, что значит «рулетка»… Слово дают журналистке ВВС. Та задает вопрос, суть которого понятен, видимо, только очень посвященным. Но, как мне показалось, не этого ждал от последних вопросов очевидно уставший Президент.
Но, это был финальный аккорд. Владимир Владимирович, словно встряхнув усталость, по геройски закончил это представление, добив дракона. После чего, дав себе ответить на «самый последний вопрос», авторитетно объявил о конце пресс-конференции и покинул сцену. Сторителлеры кричали: «Браво!»
О, это было Представление! Как мы, сторителлеры, понимаем это слово… О, это было Со-бытие! Как мы, сторителлеры, понимаем это слово…
Спасибо, Президент!
Спасибо, всем участникам!
СпасиБог!