Если холод «всегда вам был по душе», а ошеломляющий контраст буйной зелени и снежных вершин по-настоящему завораживает, то совсем не обязательно ограничиваться мультяшным Эренделлом (тем более, что его не существует). Зато существует прототип сказочного города - Тренделаг и другие, не менее живописные уголки в изрезах норвежских фьордов.
Норвежские пейзажисты были романтиками и обожали свою страну. Ну нельзя было не любить эти красочные просторы, которые сами так и просились на холст.
Адельстен Норманн (художник из Бодо, 1848–1918), как ходящее живописное турагентство, прославлял путешествия по родной земле. Его выставки в разных уголках Европы, без сомнения, были призваны популяризировать маршруты Норвегии и сражать неожиданной красотой ее природных контрастов.
Это очень хорошо показано в картине «Лето в норвежских фьордах». Большое окно в мир, полный света и цвета, сочная зелень берегов и холод неприступных серых вершин, маленькие уютные парусники на спокойной глади залива – вот что он хотел показать, и ему это удалось мастерски.
Большим культурным достоянием Норвегии являются долины и фьорды в пейзажах Ханса Даля. Но, что у него еще более потрясающее – бытовая жизнь норвежский поселений, простая и уютная, а потому весьма притягательная своей удаленностью от большого мира.
У Даля есть все те же зеленые скатерти долин на контрасте снежных горных цепей, но украшением пейзажей часто становились красивые и молодые светловолосые скандинавки. Полные жизни, с румянцем на щеках – они продолжение невероятной мощи природы суровых берегов.
Люди у него (в основном девушки) всегда показаны за работой или отдыхающими после. Это неспроста: каждый северянин знает, что для выживания в подобных местах нужно много трудиться, но вместе с тем, труд в таких замечательных условиях не может быть в тягость. Тем более, что в любую минуту можно остановиться и взглянуть на невероятную красоту, идеальные виды, в окружении которых протекает тихая сельская жизнь.
Что еще примечательного в живописи этого региона? Открыточные виды оставляют вопрос: неужели там действительно все так, или это лишь часть плана по заманиванию туристов? Или вольность творческого восприятия? В современном мире уже нет места сомнениям в величии и красоте фьордов, а вот жителям 19 века было нужно видеть картины, чтобы хоть примерно представлять, чем примечателен север и почему его порой стоит предпочесть бесконечному изучению южно-европейского побережья.
Как и природа, культурная жизнь европейского севера весьма специфична, даже сурова. Легенды и предания рассказывают о всемогущих яростных божествах, троллях, великанах и духах природы.
Лишь живопись способна передать тонкую романтику этих мест, солнечных побережий и туманов, скрывающих волшебство, которое сохранилось, спустя века, благодаря надежному укрытию скалистых каменных стен.