Как начинается малый бизнес в России? Предприниматель идет на тренинг, занимает деньги у родственников или друзей, открывает дело, создает аккаунт в соцсети, а дальше – поработаем, увидим, решим. Некоторые составляют бизнес-план, но вместе с ним должна идти бок о бок финансовая модель. С ней можно не только избежать возможных проблем, но и увидеть в цифрах, как будет развиваться проект. В финансовой модели все важные для бизнеса показатели взаимосвязаны в таблице, в которой видно, как их изменение будет сказываться на чистой прибыли и денежном потоке.
Что такое финансовая модель
Часто предприниматели оказываются перед сложным выбором, куда вложить свои деньги: открыть еще одну кофейню, пару мастерских по ремонту обуви или продать бизнес, купить однушку и сдавать ее.
Финансовая модель – это инструмент, с помощью которого можно просчитать любой сценарий работы или посмотреть предполагаемые прибыль и выручку по каждому виду товаров или услуг. Она дает объективную картину по рентабельности любого направления и бизнеса в целом.
Специалисты сервиса «Финолог» помогут составить финансовую модель, с которой разберется каждый предприниматель или управленец, чтобы понять, что больше всего влияет на прибыль: небольшой цикл сделки, холодные продажи или низкая себестоимость продукции. С ней легко сформировать планы на год вперед и спрогнозировать кассовый разрыв. Просто изменив нужную переменную в таблице, можно автоматически получить актуальные данные о том, что происходит с вашими деньгами.
С финансовой моделью можно увидеть слабые места бизнеса
Результаты исследования, проведенного аналитической фирмой Econsultancy, показали, что 34 % западных компаний собираются увеличить расходы на привлечение новых клиентов и лишь 18 % планируют сосредоточиться на удержании старых. Читая статьи в бизнес-изданиях и блогах, предприниматели часто ошибочно примеряют на себя опыт больших корпораций, ресурсы которых позволяют тратить огромные суммы на продвижение. Малому же бизнесу гораздо эффективнее удерживать уже существующих клиентов, чем сливать весь свой бюджет на привлечение новых.
Пример из практики:
В «Финолог» обратились владельцы детского центра в одном из районов Москвы, которые хотели понять, почему родители прекращают водить детей к ним на занятия. Расходы на привлечение новых клиентов составляли в среднем 1500 рублей в месяц: они включали таргетированную и контекстную рекламу, и печать листовок. Родители платили за занятия 2000 рублей в месяц. Казалось бы, расходы на привлечение окупаются: люди идут, прибыль есть, но денег все равно не хватает.
После составления финансовой модели стало ясно, что 60 % клиентов отказались от услуг центра в течение трех месяцев с момента первого посещения. Оказалось, что время начала занятий было выбрано неудачно: далеко не у всех была возможность регулярно приводить детей к 16:00. Другие родители хотели, чтобы в образовательной программе больше времени уделялось английскому языку. Владельцы изменили время начала занятий на 19:00 и пригласили на работу более квалифицированного педагога, который обеспечил погружение воспитанников в билингвальную среду.
Через полгода количество постоянных клиентов увеличилось на 24 %. Родители стали рекомендовать детский центр своим знакомым и рекламный бюджет сократился. В итоге прибыль с клиента увеличилась в два раза, потому что среднее время посещения детского центра возросло до шести месяцев.
Узнать, сколько дивидендов можно вывести без потерь
Финансовая модель дает возможность определить потенциал роста бизнеса или его оптимизации. Если планируется расширение, в модель будут включены затраты не только на аренду нового помещения, но и на обучение сотрудников и закупку оборудования.
Пример из практики:
Среди клиентов «Финолога» была сеть цветочных магазинов. Их чистая прибыль за 4 квартал прошлого года составила 6 млн рублей после уплаты всех налогов. У трех совладельцев возник спор: распределить прибыль поровну между собой или потратить 50 % на развитие нового направления: свадебной флористики и креативных услуг по украшению цветами презентаций и фуршетов?
Не секрет, что неделя перед 8 марта и сам праздник – самое горячее время для цветочного бизнеса. За этот короткий период небольшие павильоны могут заработать месячную выручку, а сети из нескольких торговых точек – и полугодовую.
Финансовая модель показала, что после 8 марта новый салон не будет приносить желаемой прибыли, а станет тянуть на себя деньги, которые зарабатывают другие. Следующий заметный всплеск продаж будет только перед началом учебного года и стартом делового сезона.
Из финансовой модели стало ясно, что свадьбы, конференции, презентации и корпоративы, где потребуются живые цветы, – более стабильный источник дохода с большей маржинальностью, потому что это направление не так сильно привязано к сезонности, как торговля цветами в розницу. Учитывая, что в сети салонов уже работали квалифицированные флористы и декораторы, основные затраты на запуск нового проекта составили поиск, наем и оплата услуг толковых PR-менеджеров с наработанными связями, которые смогли бы обеспечить постоянный поток клиентов.
В результате был реализован такой сценарий: 50 % – затраты на запуск нового направления, 30 % – на привлечение новых клиентов, а 20 % совладельцы распределили между собой.
Спрогнозировать кассовый разрыв
Предприниматели постоянно развивают свой бизнес: тратят деньги на рекламу, покупают более современное оборудование, нанимают лучших специалистов. Но при росте бизнеса всегда есть риск потратить лишнее и попасть в ситуацию, когда «люди, которым должен, пришли раньше тех, которые должны». Это и есть кассовый разрыв.
Пример из практики:
Владелец кофейни, который очень претенциозно относился к процессу варки кофе и качеству зерна, в конце месяца заплатил аренду, выплатил зарплату и рассчитался с поставщиками. На счете осталось еще 250 000 рублей, и он решил купить кофе-машину более высокого класса за 180 000 рублей, чтобы обслуживать больше посетителей без потери качества напитка. Он оплатил профессиональный курс бариста для нового сотрудника, что обошлось еще в 25 000. В это же время поставщик зерна, с которым предприниматель работал с отсрочкой платежа, неожиданно потребовал деньги за сырье вперед.
Ему можно было бы заплатить с продажи старой кофемашины, но к тому времени покупатель на нее еще не нашелся. Так успешный собственник бизнеса неожиданно остался практически без денег.
Финансовая модель поможет сформировать подробный бюджет с учетом «подушки безопасности», которой хватит на один-два месяца работы, если случится форс-мажор.
Как составить финансовую модель
Многие предприниматели не знают, с какой стороны подойти к составлению финмодели, или им просто не хватает на это времени. Специалисты «Финолога» создадут финансовую модель, расскажут, что с ней делать дальше и какие решения следует принять на ее основе: идти ли за кредитом в банк или развиваться на собственные средства, где есть чрезмерные расходы и как их сократить. Работа начинается с часового разговора по скайпу, после которого в течение 14 дней вы получите полную картину своего бизнеса в цифрах и финансовый план на год вперед, а если обнаружатся проблемы, то и их решение.
Финмодель – это гибкий инструмент, который не будет пылиться в долгом ящике. С ее помощью вы начнете вести анализ своей деятельности и сопоставите финансовый план с тем, что происходит с вашим бизнесом сейчас. Заказать модель можно на сайте «Финолога» по этой ссылке.