Найти в Дзене
Финолог

Найдет слабые места и предупредит о кассовом разрыве: зачем вашему бизнесу финмодель

Оглавление

Как начинается малый бизнес в России? Предприниматель идет на тренинг, занимает деньги, открывает дело, создает аккаунт в соцсети, а дальше – поработаем, увидим, решим. Беспечность погубила не один бизнес: каждый год больше 600 тысяч различных бизнесов закрывается по всей России. Некоторые составляют бизнес-план, но забывают, что вместе с ним должна идти бок о бок финансовая модель, без которой развитие будет стоять на месте.

Что такое финансовая модель

Часто предприниматели оказываются перед сложным выбором, куда вложить свои деньги: открыть еще одну кофейню, пару мастерских по ремонту обуви или продать бизнес, купить однушку и сдавать ее.

Финансовая модель – это инструмент, с помощью которого можно просчитать любой сценарий работы или посмотреть предполагаемые прибыль и выручку по каждому виду услуг. Она дает объективную картину по рентабельности любого направления и бизнеса в целом.

Как составить рабочую финмодель?

Построить финмодель сложно, но любой мыслящий человек с этой задачей справится: это может быть и обычная рабочая таблица с данными. Самый главный вопрос  — что потом делать с этими данными? Первая проблема хорошо составленной финмодели — ты не знаешь, что с ней делать.

Специалисты сервиса «Финолог» не только помогут внести все данные в сервис Финмодель, но и покажут, как с помощью этих данных принимать значимые решения в бизнесе. Значимые — то есть, например, чтобы не идти за кредитом в банк, а развиваться на собственные средства. Или, наоборот, взять кредит, но мгновенно вырасти и стать прибыльным. Или найти лишние статьи расходов и сократить их. Вариантов масса.

И что дальше?

Допустим, у вас есть хорошая финансовая модель. Что она может?

Укажет на слабые места бизнеса

Читая статьи в бизнес-изданиях и блогах, предприниматели часто ошибочно примеряют на себя опыт больших корпораций, ресурсы которых позволяют тратить огромные суммы на продвижение. Малому же бизнесу гораздо эффективнее удерживать уже существующих клиентов, чем сливать весь свой бюджет на привлечение новых.

Пример из практики: В «Финолог» обратились владельцы детского центра, которые хотели понять, почему родители прекращают водить детей к ним на занятия. Расходы на привлечение новых клиентов составляли в среднем 1500 рублей в месяц: они включали таргетированную и контекстную рекламу, и печать листовок. Родители платили за занятия 2000 рублей в месяц. Казалось бы, расходы на привлечение окупаются: люди идут, прибыль есть, но денег все равно не хватает.

-2

После составления финансовой модели стало ясно, что 60 % клиентов отказались от услуг центра в течение 3-х месяцев с момента первого посещения. Оказалось, что время начала занятий было выбрано неудачно: не у всех была возможность приводить детей к 16:00. Другие родители хотели, чтобы в образовательной программе больше времени уделялось английскому языку. Владельцы изменили время начала занятий на 19:00 и пригласили на работу более квалифицированного педагога.

Через полгода количество постоянных клиентов увеличилось на 24 %. Родители стали рекомендовать детский центр своим знакомым и рекламный бюджет сократился. В итоге прибыль с клиента увеличилась в 2 раза.

Укажет, сколько дивидендов можно вывести без потерь

Финансовая модель дает возможность определить потенциал роста бизнеса. Если планируется расширение, в модель будут включены затраты не только на аренду нового помещения, но и на обучение сотрудников и закупку оборудования.

Пример из практики: сеть цветочных магазинов. Их чистая прибыль за 4 квартал прошлого года составила 6 млн рублей. У трех совладельцев возник спор: распределить прибыль поровну между собой или потратить 50 % на развитие нового направления: свадебной флористики и креативных услуг по украшению цветами презентаций и фуршетов?

-3

Из финансовой модели стало ясно, что свадьбы, конференции, презентации и корпоративы, где потребуются живые цветы, – стабильный источник дохода с большей маржинальностью, потому что это направление не так сильно привязано к сезонности, как торговля цветами в розницу. Учитывая, что в сети салонов уже работали квалифицированные флористы и декораторы, основные затраты на запуск нового проекта составили поиск и оплата услуг толковых PR-менеджеров с наработанными связями, которые смогли бы обеспечить постоянный поток клиентов.

В результате был реализован такой сценарий: 50 % – затраты на запуск нового направления, 30 % – на привлечение новых клиентов, а 20 % совладельцы распределили между собой.

Спрогнозирует кассовый разрыв

Предприниматели постоянно развивают свой бизнес: тратят деньги на рекламу, покупаю оборудование, нанимают лучших специалистов. Но при росте бизнеса всегда есть риск потратить лишнее и попасть в ситуацию, когда «люди, которым должен, пришли раньше тех, которые должны». Это и есть кассовый разрыв.

Пример из практики: владелец кофейни, который очень претенциозно относился к процессу варки кофе и качеству зерна, в конце месяца заплатил аренду, выплатил зарплату и рассчитался с поставщиками. На счете осталось еще 250 000 рублей, и он решил купить новую кофе-машину за 180 000 рублей, чтобы обслуживать больше посетителей без потери качества напитка. Он оплатил профессиональный курс бариста для нового сотрудника, что обошлось еще в 25 000. В это же время поставщик зерна, с которым предприниматель работал с отсрочкой платежа, неожиданно потребовал деньги за сырье вперед.

Ему можно было бы заплатить с продажи старой кофемашины, но к тому времени покупатель на нее еще не нашелся. Так успешный собственник бизнеса неожиданно остался практически без денег.

-4

Финансовая модель поможет сформировать подробный бюджет с учетом «подушки безопасности», которой хватит на один-два месяца работы, если случится форс-мажор.

Многие предприниматели не знают, с какой стороны подойти к составлению финмодели, или им просто не хватает на это времени. Работа над вашей финмоделью начинается с часового разговора по скайпу со специалистом «Финолога», после которого в течение 14 дней вы получите:

  • Готовую финмодель вашего бизнеса, которую можно показать партнеру или инвестору, принимать на ее основе решения и управлять компанией
  • Полную картина зависимости доходов от расходов
  • Финансовый план и движение денег на год вперед
  • Если в процессе обнаружатся финансовые проблемы — план решения проблемы

Финмодель – это гибкий инструмент, который не будет пылиться в долгом ящике. С ее помощью вы начнете вести анализ своей деятельности и сопоставите финансовый план с тем, что происходит с вашим бизнесом сейчас. Заказать модель можно на сайте «Финолога» по этой ссылке.