Найти тему
Классическая ГИТАРА

Гармония джаза, вникаем в теорию

«Джазовая» гармония используется во многих стилях, не обязательно относящихся непосредственно к джазу. Она имеет много универсальных свойств и черт, что определяет её несомненную важность как предмета изучения, даже если вы не собираетесь играть собственно джаз.

«Классической» джазовой гармонией можно назвать тот гармонический язык «золотого века» джаза, который формировался примерно вплоть до середины XX века, до эпохи появления модального джаза и других новаторских направлений.

Это абсолютно «тональная» гармония, во многом перекликающаяся с гармонией классической музыки или даже соответствующая ей. «Тональная» гармония означает прежде всего опору на тонический аккорд и развитие, построенное на идеях «тяготений» и гармонических функций (тоника, субдоминанта, доминанта).

Всё дальнейшее изложение здесь опирается на информацию, которую вы можете почерпнуть по ссылке: От основ нотной грамоты к строению аккордов и классификации аппликатур (кроме, разве что, одиннадцатого урока, посвящённого классификации аппликатур).

Важнейшим отличием джазовой гармонии от классической является опора во всех рассуждениях на септаккорды (а не трезвучия), которые тем самым становятся «базовыми» созвучиями. Таким образом, в джазовой гармонии всегда говорят, например, о тоническом септаккорде, а не о тоническом трезвучии.

Функции аккордов (тоника, субдоминанта и доминанта, TSD) здесь те же самые и работают аналогично, как и в классической музыке. Таким образом, построив семь аккордов на всех ступенях лада, можно объединить их в группы тоники, субдоминанты и доминанты:

  • Тоника — аккорды на I, III и VI ступенях лада.
  • Доминанта — аккорды на V и VII ступенях лада.
  • Субдоминанта — аккорды на IV и II ступенях лада.

Если взять тональность без знаков при ключе (c-dur или a-moll, чистый белоклавишный звукоряд), мы получим семь аккордов, по одному на каждой ступени лада:

-2

Логика следования аккордов в джазовой гармонии аналогична классической: широко используются любые следования функций, кроме редкой последовательности DS (доминанта => субдоминанта), которая «нежелательна».

Одной важной особенностью, отличающей джазовую гармонию от классической, является то, что септаккорд IV ступени имеет целых два общих звука с тоническим септаккордом I ступени (в данной тональности это звуки До и Ми). Таким образом, он сильно «похож» на него, и приоритет для субдоминантовой функции отдаётся септаккорду II ступени, который является теперь наиболее яркой субдоминантой.

Таким образом, полный гармонический оборот SDT (субдоминанта - доминанта - тоника) теперь выглядит как ii-V-I («два - пять - один»). Эта последовательность является важнейшей и «ключевой» для джаза в целом, и многие теоретики полагают, что весь джаз во многом по сути и состоит из различных модификаций и вариантов именно этой последовательности.

Итак, семь септаккордов в одной тональности — уже достаточно мощный арсенал для гармонического развития.

При следовании аккордов, как известно, возможно три интервальных варианта: секундовое, терцовое и кварто-квинтовое соотношение соседствующих аккордов (все остальные варианты будут неизбежно являться разновидностями этих).

Таким образов, выдумывая последовательность аккордов (или пытаясь гармонизировать уже заданную мелодическую линию), мы можем начать с любого из этих семи аккордов и двигаться в обозначенной выше логике, получая различные последовательности, например, iii-vi-ii-V-I или iii-IV-vii-vi-ii-V и так далее.

Аккорды на III и VI ступенях лада, как и в классической гармонии, имеют двойственную функцию — доминанта-тоника и субдоминанта-тоника соответственно, и могут легко использоваться в различном смысле в зависимости от их окружения.

Продолжение следует, а в следующий раз поговорим об использовании побочных доминант, что значительно расширит список используемых аккордов. Читайте также: