Найти тему
Дипломатия

"Государь, наше правительство куплено!"

Война разведок - это тоже дипломатия, ведь иностранное посольство - это одновременно центр резидентуры. Сегодня вспомним заочное противостояние испанского посла в Лондоне и английского посла в Мадриде в начале XVII века.

В 1603 г. на английский престол вступил Яков I. Уже в первые годы его правления наметился резкий поворот в политике страны: делаются шаги к примирению с католической церковью, заключается мир с Испанией. В 1613 г. в Лондон прибыл опытному и умелому дипломат - дон Диего Сармьенто де Акун граф Гондомар.

А вот и герой нашего рассказа собственной персоной :)
А вот и герой нашего рассказа собственной персоной :)

Гондомар создал в Англии шпионскую сеть, состоявшую из профессиональных разведчиков. Он даже вкрался в доверие к Якову и под видом дружеских расспросов выведывал его планы. Гондомар не брезговал покупать новости и «поштучно». В его бумагах можно прочесть такие записи:

«Г. Ла Форесту и другим лицам во французском посольстве за ценные новости - 4533 реала; слуге министра Лейка за изложение важных депеш - 300 реалов; лицу, которое дало мне копии договоров из английских архивов - 1200 реалов».

Английская разведка приходила в упадок уже при Роберте Сесиле, который сам согласился получать крупную пенсию от испанского двора и не был намерен особенно усердно разыскивать своих сообщников. Некоторые из агентов Сесила были шпионами-двойниками, работая и на Англию, и на Испанию. Сменившие Сесила руководители секретной службы больше использовали ее не для борьбы против враждебных держав, а для наблюдения за своими соперниками при дворе. Они не могли соперничать с Гондомаром.

Однако даже такого ловкого испанского посла преследовали неудачи. Особенно странным было то, что происходило с депешами Гондомара, которые он направлял в Мадрид. Там копии с них каким-то неведомым путем добывал английский посол сэр Джон Дигби, расшифровывал места, написанные кодом, и пересылал свою добычу в Лондон. Это происходило в течение многих лет, вопреки гневу Гондомара и к удовольствию немногих посвященных.

Заочный противник Гондомара - Джон Дигби, 1й граф Бристоль.
Заочный противник Гондомара - Джон Дигби, 1й граф Бристоль.

Правда, в Лондоне верные люди немедленно ставили испанского посла в известность, что его очередная депеша в Мадрид доставлена английскому королю. Обычно эту новость сообщал Гондомару подкупленный придворный. Тщетно Гондомар менял шифры и курьеров, просил, чтобы в Мадриде его донесения попадали только в руки абсолютно доверенных лиц. Тщетно «главный шпион» дон Андре Веласкес де Веласко засылал все новых и особенно доверенных лазутчиков в английское посольство. Напрасно испанский министр герцог Лерма расставлял ловушки членам Государственного совета и их клеркам, пытаясь обнаружить предателя.

Источник информации так и не был раскрыт. Гондомар решил, что это все же кто-то из членов Государственного совета. Уже вернувшись из Испании, через много лет Дигби раскрыл секрет, уступая настойчивым просьбам Гондомара. Депеши перехватывались и копировались, пока курьер отдыхал на последней почтовой станции неподалеку от испанской столицы. Однако до сих пор остается неизвестным, сообщил ли Дигби правду или и в этом случае пытался провести своего испанского коллегу.

А что же произошло со сведениями, которые удалось добыть Дигби? На основе донесений Гондомара английский посол составил полный список тех, кому выплачивались пенсии из Мадрида. Среди них было немало приближенных короля: графы Дорсет, Ноттингем, Нортхэмптон, Саффолк, Девоншир, министр по делам Шотландии и т.д. Когда этот список дошел до Якова I, король философски ответил:

Мне отлично это известно. Испания зря тратит свои деньги на моих верных слуг, уменьшая свои ресурсы для ведения войны.

Вот так работа хорошего дипломата может оказаться напрасной :)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц